Среди многочисленных «почему?», которыми маленькие дети атакуют своих родителей, есть и такой. Но, оказывается, этот вопрос интересует не только лишь подрастающее поколение. Им задавался еще Чарльз Дарвин и не находил ответа. Его последователи на протяжении последних 120 лет выдвигали одну версию за другой. А консенсуса как не было, так и нет. Хотя, возможно, последние исследования шведских и венгерских ученых поставят точку в этом затянувшемся споре...
Мать и мачехаВообще-то, на самом деле, зебра - черного цвета в белую полоску, а не наоборот. Черный цвет появляется раньше, а уж потом поверх него проступают белые полосы. При этом рисунок на шкуре каждой африканской лошадки неповторим: это нам трудно отличать их друг от друга, полосатые себе и полосатые - все как будто одинаковые. На деле же зебровый окрас - все равно что человеческие отпечатки пальцев: уникален! Только вот люди не умеют различать друг друга по отпечаткам пальцев - у нас для этого более приметные черты - глаза, уши, носы, голоса и т. д. А зебры только по полоскам друг дружку и отличают. Даже детеныши узнают своих матерей по рисунку на шкуре. Потому-то первое время зебро-мамы прикрывают новорожденных малышей от сородичей - вовсе не для того, чтобы защитить их: полосатый табун обычно живет дружно. К тому же уже через 20 минут после рождения «младенец» умеет стоять, а через час бодро бежит за мамашей. Но бдительные родительницы не отходят от отпрысков еще 2-3 дня: чтобы они как следует разглядели тех, кто даровал им жизнь, и не смели шататься по разным мачехам.
В глазах рябит
По тем же самым полоскам выбирают свою жертву и хищники. Ведь, охотясь, хищник заранее намечает мишень и, выскакивая из засады, начинает преследовать ее. Но, как известно, из десяти таких атак удачей для хищника оборачивается лишь одна. В случае же с зебрами шансов на успех еще меньше. Полосы и без того словно бы разбивают лошадиные шкуры на отдельные части, и тело зебры в глазах хищника визуально перестает быть цельным. Завидев же гепарда или льва, африканки бросаются наутек - и от мельтешения черного и белого у охотников буквально начинает рябить в глазах. Так что хищнику становится практически невозможно заново отыскать ту самую зебру, которую он наметил себе на ужин.
Это, как вы понимаете, одна из многочисленных попыток ответа на вопрос «Почему зебры полосатые?» И - весьма спорная. Как и та, что раскрашивает африканских лошадок в полоски исключительно в маскировочных целях: да, в высокой траве такая расцветка очень выручает, но в открытой саванне - уже нет, скорее наоборот, привлекает дополнительное внимание.
Не являются полоски и панацеей от жаркого климата - чередование черного и белого не спасает от перегревов. Во всяком случае, эта теория терморегуляции по-прежнему не доказана. И по-прежнему неясно, какую роль играют (и играют ли вообще) полоски в социальных взаимодействиях африканских лошадок. Какие именно полоски кажутся самцам наиболее привлекательными - широкие или узкие? Симметричные или волнообразные? Вы не поверите, но ученые строили гипотезы и на этот счет. Ясное дело, что дальше версий дело не пошло. Самцы своих секретов не выдали. И оставили исследователей мучиться неизвестностью. Хорошо, хоть самок этот вопрос не сильно волнует. Они - при всей своей любвеобильности - довольствуются одним самцом на весь табун. И тому - хочешь не хочешь - приходится соответствовать запросам.
Но тогда для чего же, для чего им нужны эти полоски????
Кусай! - Не хочу
Ларчик открывался просто и незатейливо: ни сложные коммуникации, ни хищники, ни жаркий климат оказались абсолютно ни при чем! Выяснилось, что пресловутая тельняшка понадобилась зебрам для защиты от... насекомых.
Кровососущие - слепни и мухи, особенно цеце - настоящий бич всех животных Африки. От них буквально нет спасания. Мало того, что они жалят и кусают, они являются переносчиками болезней - зачастую смертельных. Так что научиться защищаться от их укусов - это своего рода вопрос выживания. И, похоже, в этом деле зебры обскакали всех своих соотечественников, обзаведясь полосатой шкуркой.
Из-за особенностей зрения насекомых полосатая поверхность их не привлекает. И контрастность тут ни при чем. Всему виной - эффекты поляризации. Белые и черные цвета по-разному отражают падающий на них свет. И это сбивает слепней с толку, буквально нарушая их ориентацию в пространстве. Причем чем тоньше и чаще полоски, тем меньше шансов у зебры быть покусанной.
Чтобы выяснить этот факт, исследователь Сюзанна Окессон вместе со своими коллегами из университета Лунда (Швеция) занялись ловлей на живца: соорудили несколько фальшивых животных различного окраса, смазали их тонким слоем клея без запаха и выставили на открытый воздух посреди луга. Кусай - не хочу. А для чистоты эксперимента по тому же лужку расставили квадратные панели - черного, белого, полосатого, серого и коричневого окраса, - щедро смазанные растительным маслом. И через некоторое время элементарно подсчитали урожай - сколько мух и к какому именно «экспонату» прилипло. Так вот полосатые лошадки (и панели) проиграли вчистую -- на них польстилось рекордно малое количество насекомых.
Примечательно, что параллельно и совершенно независимо к таким же выводам пришла и венгерская группа ученых (все-таки удивительно, насколько остро стоял «зебровый» вопрос в ученой среде!) под руководством Адама Эгри из университета имени Лоранда Этвеша. Они, правда, манекены лошадей не мастерили. Зато расставили на фермах близ Будапешта подносы с растительным маслом, которые изукрасили как могли: покрасили во все цвета радуги, избороздили полосами, волнами и клетками. А потом, как и шведы, «подбили бабки»: методика вновь подтвердилась - на полосатые подносы мухи отказывались лететь, хоть ты тресни.
Можно кричать: «Аллилуйя!» - наконец-то вопрос, 120 лет терзавший мировую научную общественность, решен. И теперь мы знаем, почему зебры носят тельняшки. Честь и хвала этим упрямицам, которых человек так и не смог одомашнить: норов у них не сахар. Зато с интеллектом полный порядок: они первые, кто додумался использовать собственную окраску в целях борьбы с насекомыми. Но, возможно, не единственные. Ведь теперь исследователям придется пересматривать и «маскировочную» полосатость тигра, и пятнистость леопарда, и прочие моменты, прежде трактовавшиеся исключительно как камуфляжные.
С другой стороны, что им еще делать. На то они и ученые.