Когда дело доходит до коллективной работы, зелёные мартышки могут дать фору людям по части терпения и невозмутимости по отношению к коллегам. Зоологи из Страсбургского университета (Франция) выяснили это с помощью особой игры, которую предлагали обезьянам: низкоранговую самку учили открывать ящик с большим количеством еды, но открывать она его должна была только тогда, когда другие обезьяны более высокого ранга находились на определённом расстоянии, за запретным кругом.
От каждого члена стаи требовались понимание и выдержка: даже высокопоставленная особь должна была дожидаться поодаль, когда её подчинённый подойдёт и откроет ящик. Однако этим правилам обучали только одну обезьяну из середины иерархической лестницы. Остальные должны были понять суть процесса по поведению других, методом чужих и своих проб и ошибок. После того как исследователи обучали правилам одну обезьяну, в ход эксперимента они не вмешивались.И у обезьян всё получилось! Как пишут учёные в журнале Current Biology, мартышкам было достаточно просто понаблюдать друг за другом, чтобы понять принцип происходящего. Никакого специального общения или принуждения, тычков, щипков и перебранок не было. Зелёные мартышки оказались на редкость терпеливы и снисходительны друг к другу. (При этом доминантные особи усваивали правила игры всё же раньше остальных.)
Вот как всё происходило: к чемодану с угощением подходила низкоранговая обезьяна и оценивала, как далеко находятся доминантные особи. Если они были слишком близко, обезьяна-открыватель ничего не делала. Если «начальство» располагалось в меру далеко, она открывала чемодан. После этого к угощению могли подойти другие. Ещё раз заметим, что социальный статус не мешал обезьянам понять абсолютно демократичные правила, и их усвоение происходило без драк и споров.
По словам ведущего исследователя Рональда Ноэ, полученные результаты говорят о том, что высшие когнитивные способности вроде умения понимать чужие мотивы и чувства не обязательно должны быть связаны с решением сложных задач, требующих высокоразвитой социальной структуры или речевых навыков. В социальном устройстве стай зелёных мартышек нет ничего особенного, как и в задаче, которую им предлагали. Там не менее обезьяны сумели организоваться, даже не общаясь, лишь наблюдая друг за другом.
Было бы интересно поставить такой же опыт с другими видами приматов: авторы работы полагают, что вспыльчивые бабуины или шимпанзе, известные своей агрессивностью, обязательно полезут в драку. Но самый интригующий вопрос выглядит так: как в такой ситуации поведут себя дети?