Борис Судаков, журналист
После смерти Эпикура прошло больше двух тысяч лет, а о его высказываниях спорят до сих пор. В ряду великих мыслителей он – один из самых популярных. Почему? Возможно, дело в том, что этот древнегреческий философ попытался научить нас всех… счастью. Как оказалось, его учение многим действительно помогло. Правда, без искажений и спекуляций здесь, конечно же, не обошлось…
С философами так всегда бывает. Сначала они покоряют умы современников блестящими теориями и личной харизмой. Восходят на Олимп в лучах заслуженной славы, а затем у них появляется масса подражателей и учеников, которые в конечном итоге все и портят. Греческий философ Эпикур исключением не был. Он в эту печальную схему вписался как никто другой. В его трудах можно было найти массу выдающихся мыслей и завораживающих рекомендаций, но… Горячие головы страстных продолжателей эпикурейского дела переиначили суть учения на свой манер, и великий мыслитель навсегда оказался в компании сомнительных проповедников расслабухи и ничегонеделанья. Самое обидное, что Эпикур отнюдь не был баловнем судьбы. Но обо всем по порядку.
По своему происхождению он был афинянином. Место, где в 341 году до н.э. философ родился, вырос и начал изучать философию, поистине райское – остров Самос. Как и подобает греческим островам, этот клочок земли у берегов нынешней Турции – сама безмятежность и покой.
Сегодня многие делают банальные предположения, что очарование Самоса, красота его природы как раз и послужили отправной точкой теории о счастье. Но это слишком уж простое объяснение. Как утверждают историки, все было совсем не так. Провинция угнетала талантливого юношу, и он уже в восемнадцать лет перебрался в пыльную столицу. Однако в скором времени ему пришлось ее покинуть.
Родной остров философа в 323–321 годах до н. э. стал местом притязаний со стороны преемников Александра Македонского. Мы знаем, как великий полководец любил все завоевывать и подчинять, так что рвение и территориальная жадность его приспешников выглядят вполне закономерными. Увлеченный собственными амбициями, регент Македонского, энергичный Пердикка, исключением не был: меньше чем за шесть месяцев своего правления он вынудил всех афинян, «чужаков», покинуть Самос.
Эпикур был вынужден вернуться к отцу и переехать вместе с ним в Колофон – небольшой город в Малой Азии. Там они прожили почти десять лет, а потом уже взрослый и самостоятельный молодой человек перебрался на знаменитый остров Лесбос, где и создал свою первую философскую школу. Эпикуру было тогда 32 года. Позже ученый переедет и перевезет свою школу в Лампсак, город на берегу пролива Дарданеллы, а потом уже в Афины.
Наконец-то в «саду»
Вернуться в Афины он сможет только в 305 году до н.э., а в 306-м появится знаменитый «Сад Эпикура». Скитания закончились. На самом деле именно они послужили основой учения философа. Непрерывные страдания, которые преследовали в то время людей на сказочно красивых греческих островах, заставили Эпикура задуматься о способе избежать всех этих мучений и прийти к вожделенному счастью. «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо» – вот такое изречение висело над входом в «Сад Эпикура».
Кстати, вопреки расхожим представлениям ученики в древнегреческой философской школе чаще всего не занимались со своими учителями прямо на городских улицах или где-нибудь в цветущих садах. Обманчивые картины любознательных юношей, внимающих среди колонн, статуй и журчащих фонтанов мудрым речам наставников, действительности тоже не соответствуют. Как правило, для занятий у объединенных философов было какое-нибудь помещение, которое предоставлял за небольшую плату, а иногда и просто из любви к науке один из зажиточных горожан.
Ученикам Эпикура повезло больше. Мыслитель на свои деньги приобрел небольшой сад, где и проводил занятия. Поэтому название школы было не метафорой, а констатацией факта. Увы, и название школы, и знаменитый лозунг об удовольствиях потом сыграют с учением философа злую шутку. Но изначально школа была местом, где в первую очередь прилежно учились. А поучиться было чему. Эпикур успел поработать сразу на нескольких фронтах. Его система охватывала онтологию – «физику», теорию познания – «логику» и учение о морали и государстве – «этику». Именно последняя всколыхнула общественное мнение греческой столицы.
Истины в письменном виде
Ученый написал около 300 писем. Сохранилось только три полных послания и несколько фрагментов, в которых изложены основные положения и мысли его философской системы. Стоит пояснить, что в те времена философия занимала в обыденной жизни куда более значительное место, чем сейчас, а с основами различных теорий были знакомы даже простые торговцы и воины.
По сути, Эпикур предложил грекам пересмотреть всю свою жизнь и взглянуть на привычные мытарства иначе. Предложения эти были высказаны в основном в виде афоризмов – как жанр они тогда пользовались еще большей популярностью. Их основную суть уловить не так просто, тем более до наших дней дошли не все из них, ну и восприятие древних греков не может не отличаться от нашего. Пожалуй, большая часть афоризмов сейчас прозвучат банально и скучно, но в Древней Греции высказывания Эпикура буквально перевернули привычное миропонимание. Вот некоторые из них.
«Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям». Эта «банальщина» – самое настоящее отрицание Бога! В Средние века люди горели на кострах даже за половину сей фразы.
«Смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет». Сегодняшние последователи Гиппократа и авторы красноречивых надписей на пачках сигарет вряд ли согласятся с эпикуровской мыслью, зато среди экзистенциалистов ХХ века это высказывание пользовалось большой популярностью.
«Человек есть результат биологической эволюции». Поверьте, это не Чарльз Дарвин! Английский ученый постарается доказать правоту Эпикура спустя более чем две тысячи лет.
«Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела». «Судьба человека зависит от него самого, а не от богов». Даже сегодня подобные мысли многим покажутся слишком смелыми, что уж говорить о Средневековье или античности.
«Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука». Вот уж поистине странное заявление. Оно заставило спорить до хрипоты не одно поколение философов. Многие исследователи проводят здесь параллели с восточными учениями. Надо сказать, Эпикура вообще часто причисляют к буддистам.
Наконец, «Живи уединенно». Ну и где здесь призывы к чувственным радостям и непрерывному удовольствию, в которых так часто обвиняли Эпикура? Для многих поколений мизантропов и мудрствующих отшельников этот афоризм служил основным жизненным лозунгом.
Достигнуть счастья, согласно учению философа, можно только с помощью познания. Другими словами, человек обретает истинное счастье и спокойствие, изучая природу Вселенной и ее законы. Ни политика, ни общественная деятельность к такому результату не приведут. Настоящий рецепт счастья от Эпикура – это уединенная жизнь, непрерывное познание и самоограничение. Ни к каким телесным удовольствиям и излишествам ученый никогда не призывал. За него это сделали эпикурейцы – его (зачастую мнимые) последователи и ученики.
В кривом зеркале
Те, кто называл себя «эпикурейцами», появились сразу после смерти философа в 270 году до н.э. Эпикур прожил почти 70 лет и в последние годы, страдая от болезни (его мучили камни в почках), нередко доверял вести занятия своим заместителям. Ученики, посещавшие эти занятия, и стали впоследствии основными «интерпретаторами» его учения.
Конечно, были и те, кто эпикурово дело продвигал без искажений, например Тит Лукреций Кар. Однако большинство поклонников теории счастья исказили мысли наставника до неузнаваемости и в конечном итоге превратили его учение в нечто полностью противоположное первоначальному варианту.
Парадокс, но именно эти скандальные искажения и прославили Эпикура. Кто только не брал на вооружение высказывания мыслителя о стремлении к удовольствиям: хиппи, новоявленные буддисты, серферы, панки, радикалы всех мастей, эстеты, модернисты, разного рода сектанты и революционеры. Великие мысли об эволюции мало кого интересовали. Другое дело – популярные постулаты о стремлении к беспечности, уединенности и неприязни ко всякой активной деятельности типа политики. Легкость, с которой подобные идеи оседают в головах, по-своему может служить доказательством правоты Эпикура. Ведь философ много раз говорил о том, насколько слаб человек в своем страхе перед страданиями и каким желанным ему кажется бегство от них.