Москвичей в последнее время пугают разными страшилками из цикла «город начнет постепенно проваливаться под землю из-за подземных вод». Страшилки — страшилками, а как же в городе обстоят дела на самом деле?
На самом деле это вовсе не миф и не тема для светских сплетен, а вполне реальные опасения и давнишняя головная боль всех московских архитекторов и строителей, имеющая достаточно многолетнюю историю.Может это и кажется не вполне вероятным, но под Москвой в трубах и коллекторах течет до 240 речушек и вполне крупных рек, составляющих по длине половину всего водного бассейна города. Самая старая из них – Неглинка, протекающая по трубе. И хотя Неглинка выставлена на Манежной площади в комплексе Зураба Церетели, на самом деле это стилизация. Об этом уже давно знают все те, кто неравнодушен к судьбе своего города. Вся московская «Венеция», находящаяся под землей, известна своими названиями только местным историкам: Чара, Кабанка, Чечора, Язвенка и т.д.
Их судьба была предопределена во время их «неблаговидного» поведения после половодья и ливней. По мнению специалистов, уже 10-20 кв.м. площади одного заасфальтированного участка нарушает систему работы водотока, не говоря уже о препонах в строительстве. Стоки не в состоянии справляться с осадками, а маленькие речушки становятся большими источниками потенциального наводнения.
Вот и реку, имеющую достаточно странное название – Таракановка, постигла судьба ее сестер, при этом она еще и стала источником вековой грязи.
Река Таракановка является левым притоком Москва-реки. Ее длина составляет около 7,8 километра, хотя большая часть сегодня заключена в коллектор. Таракановка начинается на улице Космодемьянских, пересекает Ленинградский проспект, Хорошевское шоссе, а затем впадает в Москва-реку.
Беда этой реки заключается в том, что вдоль всего ее течения располагаются промышленные предприятия, которые долгие годы методично сбрасывают в нее свои промышленные отходы. И в результате Таракановка превратилась в самую грязную реку Москвы, вода в которой классифицируется как «сильно загрязненная». Можно себе представить, какое количество загрязнений выбрасывалось в Москва-реку из ее грязного притока до тех пор, пока с целью защиты не построили специальное очистное сооружение, названное «Таракановское».
Но и это еще полбеды. Всем известен мега-проект правительства города Москвы по реконструкции Ленинградского шоссе, который называют «Большая Ленинградка» и в ходе которого строится подземный Алабяно-Балтийский тоннель, начатый еще в 2006 году.
И именно с этого времени Таракановка заваливается различными стройотходами, например раствором бетонита. И хотя строители пытались когда-то очистить реку, однако количество грязи было такое огромное, что оно образовало целый пласт, имеющий высоту около полутора метров. Представьте себе целый слой грязи длиной в два километра, очистить который нескольким рабочим конечно не под силу.
В 2009 году началась основная стадия строительства, осуществляющая развязку Волокаламского и Ленинградского шоссе – пятиуровневая развязка, однако между этими уровнями течет по коллектору не самая маленькая река Таракановка.
Было принято решение поменять направление коллектора, увеличить его прочность, улучшить его изоляцию. Сперва началось вычищение старого коллектора. По словам очевидцев, в двухметровой круглой трубе соорудили узкоколейку, и по ней вагонетки вывозили грязь.
Затем началась «великая» стройка: старый коллектор начали стометровыми кусками перемещать в новое русло и так же порционно перепускать воду. А затем стало совсем «хорошо» — со стройки в огромных количествах пошел бетонит…
Судьбой бедной Таракановки, да уже и судьбой Москвы-реки заинтересовались экологи, диггеры, репортеры, общественность… Итогом всей этой шумихи стали непонятные разбирательства, однако виновных, как всегда, не нашли. Строители выделили нескольких рабочих, которые начали вычерпывать бетонит из реки. Но поскольку грязь выгребалась только на территории строительной площадки, с тех пор в реке ничего не изменилось. А бетонит все сливается и сливается… И потому по коллектору течет уже не вода, а раствор – непрозрачная и серая жидкость, по бортам которой находится местами твердый, а местами густоватый бетонный осадок.
В самом коллекторе завалы строительного мусора: лопаты, арматура, трубы, тачки и т.д., местами поднимающиеся на полметра.
Многие, кого серьезно заинтересовала судьба Таракановки, считают, что ее загрязнение может привести к техногенной катастрофе в городе Москве. Ведь если коллектор так перегружен, значит, сильно уменьшена его пропускная способность.
А что будет во время весенних ливней, когда вода уходит в подземные реки? Ведь в один прекрасный день река может выйти из коллектора, затопив сразу несколько переулков Песчаных улиц.
Другая опасность, подстерегающая москвичей, – это вероятность размыва грунта, к которому может привести выход воды за внешнюю стенку коллектора. А это приведет к провалам.
Не стоит недооценивать возможности Таракановки – она течет на достаточно длинной территории.
Экологи, в свою очередь, тоже забили тревогу: ведь состояние Таракановки – удар по Москва-реке. Организация «Зеленый патруль» считает, что допустимые сбросы в Москва-реку уже очень давно на запредельной норме.
И хотя «Мосводосток» утверждает, что особо крупные куски мусора не могут проникнуть в Москва-реку, т.к. на ней установлены барьерные заграждения, однако это мало успокаивает. А что же будет с некрупным мусором?
И потом, эксперты считают, что почти все очистные сооружения в регионе московской области давно уже устарели, при этом нагрузка на них растет с каждым днем.
Что же несет в себе эта река, какую скрытую угрозу она готовит?
Хочется надеяться, что судьбой Таракановки заинтересуются не только вездесущие диггеры, которые не остаются в стороне, но и некоторые официальные лица, которые если и не признают своей вины, то хотя бы попробуют принять какое-нибудь оптимальное решение. И спустя некоторое время Таракановка станет чистой и прозрачной. Хочется надеяться…