Война в кредит

Дмитрий Кузин, Дуйсбург (ФРГ)

1 сентября 1939 года началась 2-ая глобальная война. Цель Гитлера - вывести Германию из экономического кризиса.

К такому поразительному, хоть и спорному выводу пришел современный британский историк Тимоти Мэйсон: гитлеровская Германия была обязана начать войну в 1938-1939 годах по экономическим причинам. Звучит абсурдно. Война сама по для себя - это финансовая дыра, способная привести правительство на грань упадка и смерти.

Война в кредит

Экономический кризис

Но если посмотреть на развитие и состояние германской экономики с 1933 по 1939 год, то Мэйсон не так и не прав. Гитлер получил в 1933 году грустное наследие: 6 млн безработных и страну в экономической разрухе. Было надо срочно выручать положение.

Министр экономики рейха в 1933-1937 годах Ялмар Шахт пошел на риск, взяв относительно маленький кредит (1 миллиардов рейхсмарок) и потратив его только на создание рабочих мест. Большой толчок отдал стране проект "Имперский автобан", который, кстати, имел инфраструктурное значение, а не военное (основной военно-грузовой поток во время обеих войн все равно шел по рельсам).

Гитлер заверил промышленников, что не собирается покушаться на их личную собственность и готов с ними сотрудничать с взаимной выгодой. Нацисты устранили профсоюзы рабочих, чтоб закончить классовую борьбу в Германии.

В ценовой политике и зарплат были введены запреты и ограничения на рост тех и других. Размеры же окладов были поставлены на малый уровень, который к 1939 году составил 83% докризисного 1929 года. Перед войной уже практически нигде не было либерального восьмичасового рабочего денька. Рабочая неделя от 58 до 65 часов стала практически нормой.

В земельном секторе правительство рейха взяло в свои руки создание, транспортировку и сбыт сельхозпродукции. Оно закрепило землю за фермером и обязало его трудиться исключительно в этой сфере, даже если германец этого не желает и не может. Здесь нацисты столкнулись с противоречием - сделать продукцию села дешевый для потребителя без увеличения закупочных цен на нее. В конечном итоге низкая оплата и томные условия труда гнали германских фермеров всеми неправдами в город.

Обыкновенные решения нацизма

Для скрытного кредитования и финансирования военной отрасли министерство экономики изобрело очень обычное решение, создав подставное Металлургическое исследовательское общество. Через него инвесторам до 1938 года было выдано процентных векселей практически на 12 миллиардов марок, которые пошли на будущую войну.

С целью экономии золотовалютных резервов ведомством по наружной торговле было принято решение взять контроль над ними, также по способности расширять бартерный обмен: в обмен на рурский уголь - бразильский кофе, на краски и медикаменты концерна "ИГ Фарбен" - сою из Болгарии, на германские искусственные удобрения - египетское древесное волокно.

Невзирая на настолько неразумные и где-то малопопулярные меры, фаворитам Третьего рейха удалось через год правления уменьшить число безработных в два раза, а к 1936 году в неких отраслях индустрии даже достигнуть полной занятости. После массовой безработицы и резкого падения актуального уровня германский люд рукоплескал власти нацистов. В собственной экономической сущности политика Гитлера была методом к муниципальному монополизму, загримированному под социализм.

"Пушки заместо масла"

Рост военной мощи Германии не принудил себя длительно ожидать. Если в 1933 году будущий стратег танковой войны Гудериан мог представить Гитлеру по одному взводу учебных танков и бронемашин, то к началу войны, в 1939 году, у него в распоряжении было несколько танковых корпусов и отдельных механизированных дивизий.

С момента получения Германией военного суверенитета в 1935 году она начала спешными темпами развивать военно-морской флот. Подводный флот (57 подлодок) к 1939 году немцы вообщем сделали с нуля.

Но такая политика муниципального вмешательства в экономику скоро оголила массу кризисных моментов. Во-1-х, основная неувязка лежала в некомпетентности нацистского управления решать возникшие вопросы в малоизвестной области. Ни Гитлер, ни Герман Геринг, который кроме управления авиацией страны с 1937 по 1942 год был министром экономики рейха, не обладали даже минимумом экономических познаний. Они спихивали решение принципиальных вопросов на подчиненных, которые обязаны были следовать приказам и директивам "сверху".

Во-2-х, превосходные планы фюрера спотыкнулись о нехватку ресурсов для производства вооружения. С целью подготовки к войне было принято решение сделать автономную в плане ресурсов экономику, другими словами сделать в Германии припасы стратегически нужного сырья для производства металла, горючего, резиновых изделий, припасов продовольствия и т.п. Немецкая индустрия пошла на внедрение дорогостоящих технологий по производству синтетического горючего на базе угля, резинозаменителя (без каучука), выплавки металла из низкосортной германской руды. Мысль потерпела практически полный крах, так как такие изделия для военных целей оказались малопригодными. Невзирая на свои потуги в развитии земельного сектора, Германии пришлось все-же импортировать пятую часть сельхозпродукции (зерно, растительный жир, мясо, масло). Импорт множества сырья здорово опустошил золотовалютные резервы страны: с 1933 по 1937 год из полумиллиарда рейхсмарок в казне осталось менее 70 млн. Чтоб срочно достать 500 млн, в 1936 году Геринг продал огромную часть акций зарубежных компаний и часть недвижимости рейха за рубежом.

Основная же неувязка заключалась в том, что расходы на оборонку росли в геометрической прогрессии: к 1939 году Германия растрачивала на военные расходы 23% собственного ВВП. Внутренний долг страны к началу войны вырос до 50 миллиардов марок. "Аризация" еврейских компаний, грабеж иудеев, миллиардный долг, наложенный на немецкую еврейскую общину после так именуемой кристальной ночи (еврейских погромов в 3-ем рейхе в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. - "МН"), были попыткой залатать дыры в бюджете. Все почаще нацисты заглядывали в кармашек бюргера, чтобы вытрясти оттуда еще чего-нибудь. Самой большой аферой Гитлера была затея с "народным автомобилем". Построенный в 1934 году автозавод "Фольксваген" предложил жаждущим получить собственный автомобиль внести предоплату. Выше 300 тыс. заказчиков занесли подготовительных платежей государству на сумму более 110 млн. Никто из их автомобиль так и не получил.

Головной болью управления рейха стала и неувязка производства продуктов народного употребления, финансирование науки и образования. Чтоб строить современные танки и самолеты, требовались инвестиции в прикладные науки, а на их, как и на все другое, средств было в обрез. По производству продуктов для штатского сектора страна только в 1938 году перевалила докризисный уровень. Нехватку рейхсмарок нацистская вершина отчасти решила старенькым способом, запустив валютный станок и увеличив к 1939 году объем государственной валюты практически в три раза.

Низкие заработной платы в оборонной индустрии должны были понизить себестоимость военной продукции, но это приводило к высочайшей текучке кадров и к сбоям в производстве. Неудовлетворительные жилищные условия (в главном съемное жилище либо общие бараки), долгая разлука с семьями и масса работы при слабеньком стимулировании к ней - причины, которые плохо сказывались на работоспособности германского пролетариата. В "заорганизованной" Германии тех пор даже было зафиксировано много случаев падения рабочей дисциплины, в том числе самовольного прекращения работы и прогулов.

Истощенные денежные и сырьевые резервы, нехватка производственных мощностей и рабочих рук, большой внутренний долг стали следствием гонки вооружений, смысла которой люд пока не лицезрел. Естественно, в политической программке нацистов с самого начала был план завоевания "актуального места" на Востоке и искоренение большевизма в Европе. Но до 1938 года рядовые бюргеры еще не до конца понимали, зачем делают в большенном количестве пушки, все в большей и большей степени отказывая для себя в масле.

В 1935-1936 годах даже военные не достаточно понимали планы Гитлера. Генерал Фромм из верховного командования вермахта, подсчитывая растущие резвыми темпами расходы на армию, сделал вывод, что к 1940 году ситуация выйдет из-под контроля. Он же задал партийной вершине резонный вопрос: "Мы вообщем собираемся использовать армию в скором времени либо нет?"

Блицкриг

Милитаризация Германии в 1938-1939 годах достигнула такового уровня, что приостановить ее уже никто не мог, ну и не очень желал.

Гитлер отказался закончить эту гонку вооружений, и в конечном итоге страна оказалась перед выбором: банкротство либо война. Захват примыкающих государств, сначала Чехии и Польши, присвоение их промышленного и сырьевого потенциала, разграбление гос казны, приобретение дешевеньких рабочих рук были тогда для нацистов единственным методом рассчитаться с миллиардными долгами.

Стратегия блицкрига поэтому и отыскала для себя применение у генералов, так как была специально рассчитана на ограниченные способности германской экономики. Она позволяла мобилизовать на маленький срок все промышленные, военные и человеческие ресурсы страны, нанести противнику резвый и смертоносный удар, сорвать куш и расслабленно готовиться к последующему походу. К долговременной войне с блоком более сильных держав, к которой Гитлер все равно пришел, немецкая экономика не была готова.

На фото: Создание самолетов на германских заводах в 1930-е годы было поставлено на поток (фото вверху). Рабочий денек по 10-12 часов на предприятиях оборонки рейха числился нормой

Похожие статьи:



Комментарии 

0 Дмитрий Михайлович 28 Октября 2017 12:50
Спасибо, что разместили мою статью из "Московских новостей" и тем самым продлили ей жизнь! Она была написана в 2008 году, разошлась или была растиражирована в интернете и до сих пор нахожу ее тут и там. Благодарю!
Ответить