Как она смотрелась?
Мы не знаем ни 1-го подлинного изображения Жанны. Единственный, узнаваемый сейчас ее прижизненный «портрет» - набросок пером, который сделал секретарь парижского парламента на полях собственного регистра 10 мая 1429 год, когда в Париже узнали о снятии британской осады с Орлеана. Этот набросок не имеет ничего общего с оригиналом. На нем изображена дама с длинноватыми локонами и в платьице со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена клинком. Клинок и знамя у Жанны вправду были. Но она носила мужской костюмчик, а ее волосы были кратко подстрижены.Некие смутные и обобщенные черты внешнего вида Жанны можно установить по тем «словесным портретам», которые оставили ее современники. Люди, видевшие Жанну, гласили, что это была высочайшая, черноволосая и черноглазая женщина.
Она отличалась крепким здоровьем, которое позволяло ей вести многотрудную жизнь вояки. Силу ее личного притягательности испытал на для себя каждый, кто встречался с ней, даже ее противники. Время не пощадило изображений Жанны. Но оно сберегло нечто еще более ценное, ежели безмолвные портреты и скульптуры: огромное количество достоверных и выразительных свидетельств.
Официальная легенда N1: Жанна - народная героиня
Жанна д’Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано поняла свое призвание. В один прекрасный момент она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сказали девице, что конкретно ей предстоит спасти Францию от британского нашествия. Жанна покинула родной дом, достигнула встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она высвободила несколько городов, а именно Орлеан, после этого начала именоваться Орлеанской Девой. Скоро Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд принципиальных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ городка Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее барону Люксембургскому, а тот, в свою очередь, британцам. Прогуливались упрямые слухи, что Жанну кинули приближенные Карла VII.
В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Экзекуция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже владыкой французским и английским был провозглашен Генрих VI. Трибунал над Жанной был призван обосновать, что Карла VII построила на трон еретичка и ведьма. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну мед освидетельствованию, чтобы установить, что женщина не невинна, что она вступила в связь с сатаной. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отрешиться от этого обвинения. Процесс, полный коварных вопросов и ловушек, в которые по плану инквизиторов должна была попасться Жанна, длился несколько месяцев. В конце концов 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего только 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в выполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали даму, говорила: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, колдунья, проклятая богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большенном стечении народа, эшафот оцепили шеренги британских боец. Через 25 лет после смерти Жанна д’Арк была реабилитирована и признана государственной героиней, а в XX веке церковная церковь объявила ее святой. Но слухи о том, что по сути Жанна д’Арк не погибла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу после экзекуции.
Легенда N2: Жанна не пылает в огне
Украинский антрополог Сергей Горбенко сделал сенсационное заявление: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет (докладывает «Укринформ»). Она не была пастушкой, как говорит легенда, а происходила из царской династии Валуа.
Спец уверен, что историческое имя Орлеанской Девы - Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре недалеко от городка Орлеана, Сергей Горбенко нашел, что дамский череп, хранившийся совместно с черепом короля, принадлежал не царице Шарлотте, умершей в 38 лет, а совершенно другой даме, которой было более 57 лет. Ученый сделал вывод, что перед ним - останки Жанны д’Арк, которая в реальности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец - повелитель Карл VI, а мама - его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как вояка, поэтому она могла носить рыцарские доспехи. Сейчас становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неученая крестьянка). Повелитель Карл VII сымитировал погибель Орлеанской девы: заместо нее сожгли другую даму.
Слухи о том, что реальная Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда прогуливались во Франции. В счетной книжке городка Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через 5 лет после экзекуции брат Жанны переписывался со собственной сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал средства на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в знатном плену у собственной тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (потому что Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать гостей), кто-то из ее друзей полностью мог приготовить побег. Уже в наши деньки, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в каком томилась Жанна. Может быть, конкретно по нему был осуществлен побег. Может быть, даже не побег, а знатная капитуляция.
Легенда N3: двойники Жанны
Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особенной огласке это никогда не предавалось. Да и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал. Если в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая дама, то кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именованием? Либо никак не связанная с Жанной злосчастная дама, которую принесли в жертву, чтоб спасти оригинал? Об этом молвят многие факты. Удивительно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах непосредственно на казнь Жанны д’Арк. В то время как записи о валютных суммах на дрова и остальной «антураж» для других казней наличествуют. Похоже, вправду было изготовлено все, чтоб никто не мог рассмотреть, кого конкретно ведут на помост.
Его оцепили английские бойцы, к тому же осужденной закрыли лицо. Правда, во время процесса Жанну навряд ли мог созидать кто-то, не считая инквизиторов, так что предосторожность была лишней. Но она была. Когда уже все свершилось, массе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще пылающие головешки. Желающие вправду могли созидать обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно нереально.
Легенда N4: дева выходит замуж
По одной из легенд, которая, а именно, излагается в книжке Черняка «Судебная петля», Жанна д’Арк не только лишь избежала смерти, да и остепенилась, вышла замуж за некоторого Робера д’Армуаза и родила двоих отпрыской. Потомки этого д’Армуаза до сего времени считают себя родственниками Жанны и говорят, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на даме, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие реальную Жанну, а именно, ее братья из селения Домреми и воевавшие совместно с ней бойцы, были твердо убеждены, что это она и есть. Понятно, что эта загадочная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, потом - в Кельне, а позднее из-за политических интриг опять возвратилась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книжки, обитатели освобожденного ею городка приняли Жанну д’Армуаз более чем гостеприимно. Ее не только лишь узнали - в ее честь знатные горожане дали праздничный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею обозначенному городку во время осады».
Легенда N5 (скандальная версия): Жанна была на третья часть мужиком
Об этом докладывает журналист Николай Николаев. Скандальный диагноз поставил русский ученый Эфроимсон. Только спустя 5 веков после произошедших событий российскему эскулапу стали известны предпосылки, по которым Жанну д’Арк… обвинили в связях с сатаной. Раскрыть загадку погибели Жанны удалось, исследовав биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в британском плену. Сведя воедино огромное количество признаков и симптомов, ученый сделал вывод, что именитая крестьянка мачалась редчайшим гинекологическим отклонением.
По данным Республиканского центра репродукции человека, в среднем только пятеро из 100 тыщ дам мучаются синдромом Морриса. Таким макаром, французскому королю Карлу VII крупно подфартило. Окажись Жанна д’Арк полностью здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция без независимости.
Легенда N6: Жанну загубила одежка
Решительно никто, не считая руанских арбитров и их парижских единомышленников, не считал Жанну вероотступницей и еретичкой из-за того, что она носила мужской костюмчик. А ведь в этом костюмчике ее лицезрели 10-ки тыщ людей. В нем она не только лишь вел войну, да и посещала церкви, молилась, исповедовалась, воспринимала причастие, получала пастырские благословения. Она общалась с обилием священников, но никогда не слышала от их упрека по поводу неподобающего платьица.
Больше того. Мужской костюмчик был на Жанне тогда и, когда она стояла перед комиссией в Пуатье, которая специально выясняла вопрос о согласовании слов и поступков девицы нормам христианской морали. Доктора богословия и знатоки канонического права, входившие в эту комиссию, не отыскали в поведении испытуемой ничего предосудительного. Стало быть, и их не смутило настолько, казалось бы, очевидное нарушение канонического запрета.
По воззрению наикрупнейшго французского теолога тех пор Жана Жерсона, этот запрет представлял собой не общеобязательную правовую норму, но этическое правило, главной целью которого было пресечение распутства и разврата. Жанна же надела мужской костюмчик с богоугодной целью.
Кстати, юристы папского суда Теодор де Лелиис и Паоло Понтано, ознакомившись во время подготовки реабилитации Жанны с материалами обвинительного процесса, пришли к заключению, что, надев мужской костюмчик и отказавшись его снять, Жанна совсем не нарушила канонического запрета.
Напротив, оба юриста усмотрели в этом свидетельство нравственной чистоты девицы, ибо при помощи мужского костюмчика она защищала свою честь от посягательств со стороны боец и стражников. Как лицезреем, и теоретическое богословие, и прикладная юриспруденция не считали ношение неподобающей собственному полу одежки бесспорным проявлением лжи.
В конечном итоге
Страсти, кипящие вокруг жизни и, главное, погибели государственной французской героини Жанны д’Арк, идентичны только с многолетним спором, кем же был Уильям Шекспир и был ли он вообщем. История ее недлинной жизни и страдальческой смерти постоянно тревожит разумы приличных историков и людей искусства, но какой была настоящая жизнь Жанны д’Арк, так никому и не понятно.
По материалам веб-сайта PEOPLES
Теги: история, жанна дарк