Почему неким людям годами не удаётся свыкнуться с идеей, что их близкий покинул этот мир? Ответ пришёл от нейрофизиологов (фото A. Inden/Zefa/Corbis).
Учёные пробовали разобраться, почему одни люди после утраты близкого человека очень переживают несколько месяцев, но позже ворачиваются к обычной жизни, а другие не могут этого сделать и остаются в подавленном состоянии долгие и длительные годы.
Мэри-Франческой и ведомой ею командой профессионалов были обследованы 23 дамы, которые в прошлые 5 лет утратили (из-за рака молочной железы) мама либо сестру. Основываясь на заключениях докторов, создатели опыта разделили этих дам на две группы — тех, кто испытывал обыденное и долгое (так называемое сложное) горе.
Учёные демонстрировали испытуемым 60 различных картинок, регистрируя активность различных зон мозга, и выявили внезапное явление.
Посреди предъявленных картин были фото незнакомцев, также — снимки погибших близких. Те и другие карточки экспериментаторы соединяли с изображениями слов как нейтрального нрава, так и катастрофического (к примеру рак).
Не было неожиданностью, что все дамы проявили активацию зоны мозга, отвечающей за обработку боли, когда лицезрели снимки близких, равно как "нехорошие" слова, напоминавшие им о потере. При разглядывании контрольных (нейтральных) снимков, понятно, таковой активности не наблюдалось.
Но только группа "долгого горя" показала сразу с вышеперечисленным и 2-ой внезапный эффект — активацию во время рассматривания снимков невозвратно ушедшего возлюбленного человека зоны мозга (прилежащее ядро), отвечающей за "наслаждение и заслугу". О'Коннор считает, что конкретно в этом участке кроется физиологическая причина того, что человек не может оправиться от утраты.
Когда кто-то очень к кому-то привязывается, он получает наслаждение от общения с близким человеком, соответственно активизируется прилежащее ядро в мозге.
Так как после катастрофического расставания у 2-ой группы дам эта зона продолжала врубаться в работу при рассматривании фото покойного, делает вывод исследовательница, их мозг как будто ждал продолжения заслуги (как если б человек на снимке был всё ещё живой), не сумев приспособиться к новейшей ситуации. Поэтому, дескать, этой группе испытуемых не удаётся переключиться с переживания горя на нормальную жизнь.
В этом механизме ещё много непонятного, но можно представить, что мучения пациентов, находящихся годами в состоянии горя, может быть облегчено с помощью фармацевтических средств, нацеленных на работу прилежащего ядра.
Не считая того, как считает Мэри-Франческа, данное открытие даёт в руки докторов красивый клинический маркер, который поможет различать посреди пациентов дам со "сложным" и "легким" горем. Вопрос — есть ли аналогичный эффект у парней, остался за рамками данной работы.
Результаты исследования будут размещены в журнальчике NeuroImage от 15 августа.