Снежного человека (называемого в Непале йети) относят к наиболее почитаемым представителям таинственного племени высокогорных обезьянолюдей. Вокруг него причудливо сплелись вымыслы, религии, мошенничество и коммерция. О нем твердят очевидцы, его испражнения были исследованы в лабораториях, а следы многократно (фотографировались. Экспедиции конца 50-х годов оказались безрезультатными, и гипотеза существования йети пошатнулась, но последующие годы собрали массу доказательств в ее пользу.
Непал изобилует историями о великом гималайском чудище, особенно лелеют эти легенды шерпы высокогорий. Настоятель Тянбонгского монастыря неподалеку от Эвереста как о чем-то заурядном рассказывает о посещающих монастырский сад йети. Молоденькая шерпка Лакпа Домани любит вспоминать о приключившемся с ней случае, и первым ее слушателем был волонтер-миротворец ООН Уильям Вебер, работавший тогда в деревушке Макхерма (также в районе Эвереста). Однажды Лакпа сидела у ручья, присматривая за парой яков. Услышав шум, девушка обернулась и заметила огромное обезьяноподобное существо с большими глазами и выступающими скулами. Животное было покрыто черно-рыжими косматыми волосами. Оно проворно схватило девушку и понесло к воде, но ее вопли испугали существои заставили бросить добычу. Тогда йети напал на яков, убил одного несколькими ударами мощных лап и свернул шею другому, ухватив за рога. Позже местные полицейские обнаружили у ручья следы существа. Вебер уверен, что девушка рассказала ему правду.
Адепты гипотезы существования йети одним из главных доводов
в ее пользу считают наличие отпечатков следов обезьяно-людей. Убедительно в этом смысле выглядят показания очевидцев, не склонных легко поверить в легенды о йети. Приведем рассказ капитана Эмиля Вика -пилота Королевской непальской авиакомпании. Сидя в сумерках в саду своего шикарного дома на окраине Катманду за бутылкой пива, Эмиль •размышляет вслух:
- Ей-богу, я сроду не интересовался этими дурацкими йети до того, как приехал в Непал. Я прибыл сюда, чтобы показывать туристам горы вблизи, поскольку чертовски хорошо управляюсь с маленькими самолетами, освоив их прежде в Бангкоке и в Индонезии. Однажды утром - это было в прошлом году - я перебрасывал нескольких
японцев в Кангченджунг-му и вдруг заметил на крутом склоне отчетливые следы. Они представляли собой три отдельные цепочки, явно оставленные двуногим существом. Следы поднимались по склону, сходились и опускались к не известному мне ранее озеру - возможно, служившему загадочным двуногим местом для водопоя. Снег был свежий, время 8.30, и солнце еще не принялось за свои "трюки". Я сделал пару кругов и умолял японку с видеокамерой заснять следы. Я даже обещал ей не брать деньги за полет. Но она сказала: "Перестаньте развлекаться. Мы уплатили вам за путь до Кангченджунгмы - вот там и будем снимать..."
В 1975 году польский путешественник Януш Томашчук добирался из одного поселка в районе Эвереста в другой автостопом. Януш повредил колено и, хромая, брел по тропе, как вдруг увидел двигавшуюся навстречу фигуру. Он крикнул: "Помогите!", и фигура приблизилась. Тут поляк понял, что просил о помощи обезьяноподобное существо под два
метра ростом и с длинными, до колен, руками. Вопли путешественника обратили существо в бегство.
Примечательна история одной из серьезнейших попыток раскрыть тайну йети. В 1960 году прекрасно снабженная экспедиция, спонсированная одной из просветительских американских организаций, провела около десяти месяцев в районе, где неоднократно замечали следы йети. Отрядом командовали Десмонд Даг и сэр Эдмунд Хиллари. Вскоре весь мир взбудоражило известие о том, что Хиллари убедил жителей деревушки Кумчунг дать ученым "напрокат" хранящийся у них скальп йети. Скальп стал неоспоримым доказательством существования йети.
Осенью 1961 года Хиллари и Даг отправились вместе с хранителем скальпа Чумби в "демонстрационное путешествие", посетив Гонолулу, Чикаго, Париж и даже Бэ-кингемский дворец. На каждом показе скальпа Чумби имитировал перед телекамерами "пронзительные вопли йети".
- Да, мы не видели йети, - говорит Десмонд Даг журналистам. - Но мы не видели и снежного барса, хотя знаем, что он существует. Что касается тайны скальпа.... Как-то я путешествовал неподалеку от сиккимс-кой границы и встретил аборигена с этой штукой на голове. Оказалось, что многие люди в тех краях носят их вместо шляпы.