На днях официальные лица Кемеровской области объявили о планах создания научного института по изучению снежного человека. Самое интересное, что этот проект поддержали некоторые авторитетные отечественные ученые. Но почему? Неужели они действительно уверены в том, что смогут найти это существо? Скорее всего, дело тут совсем в другом…
Все-таки снежный человек — удивительное существо. Пожалуй, нет ни одного представителя живой природы, для изучения которого был бы создан целый институт. А вот в случае с йети — пожалуйста. Я не удивлюсь, если в ближайшее время создадут целую Академию Снежного человека — для такого хорошего дела не жалко!Но шутки шутками, а вот на днях официальные лица Кемеровской области (Западная Сибирь) действительно объявили о планах создания научного института по изучению "снежного" человека. Поводом для такого решения, по их словам, стали участившиеся в последнее время сообщения о его появлении в отдаленных районах региона.
Впрочем, это официальная версия. Которая, честно говоря, выглядит достаточно неубедительно. Вряд ли возросшая частота сообщений о встречах в Подмосковье с Бабой Ягой или Дедом Морозом будут причиной для создания институтов, занимающихся исследованием данных персонажей. Скорее это будет сигналом психиатрам и наркологам о неудовлетворительном психическом состоянии населения региона.
ак что, скорее всего, причина вовсе не в этом. Но тогда в чем же? И чем вообще можно объяснить неугасающий интерес жителей области к таинственному йети? Ведь совсем недавно, как мы помним, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев пообещал выдать тому, который найдет в кузбасской тайге снежного человека, целый миллион рублей. Именно здесь 11 января 2011 года прошел первый в России посвященный йети праздник. Да и очередную международную конференцию криптозоологов (специалистов по животным, достоверность существования которых не доказана) хотят провести в городе Таштаголе, что находится все в той же Кемеровской области.
Конечно, интерес властей Кемеровской области к загадочному йети объяснить достаточно легко. Тем более, что здесь они вовсе не "изобретают велосипед", а, наоборот, идут по проторенной дорожке. Власти многих регионов сознательно поддерживают интерес ко всему необычному и паранормальному обитающему на данной территории для того, чтобы привлекать туристов и, соответственно, способствовать развитию турбизнеса, который при правильной постановке дела быстро становится весьма доходным.
Классический пример тому — история с озером Лох-Несс в Шотландии, которое благодаря мифу об обитающем в нем чудовище всего за каких-то 50 лет стало одним из самых любимых туристами районов Великобритании. Сейчас там существуют сотни коммерческих маршрутов по озеру для желающих увидеть мифического монстра. А на берегу самого озера вот уж несколько десятков лет существует Музей Лох-Несского чудовища, приносящий его владельцам огромную прибыль. Получается, что это загадочное существо, даже не будучи обнаруженным, весьма способствовало развитию экономики региона.
Тем не менее, институт по изучению Несси в Шотландии все-таки не появился. Поэтому непонятно, почему же власти Кемеровской области так упорно добиваются его создания. Ведь если сотрудники этого института вдруг окончательно и бесповоротно докажут, что йети не существует, вся туристическая индустрия, завязанная именно на нем, перестанет приносить доход.
Кроме того, лично мне не совсем понятен интерес к данному проекту некоторых отечественных ученых, например, неутомимого охотника за снежным человеком Игоря Бурцева. Кстати, власти вышеупомянутой области часто цитируют его слова о том, что в настоящий момент более 30 авторитетных ученых занимаются изучением феномена снежного человека. Именно на основе их рабочих групп и планируется создание данного института. Однако насколько реально существование подобного НИИ в системе российской науки?
Уж кто-кто, а Игорь Бурцев, который сам является кандидатом исторических наук, должен прекрасно понимать, что любое научно-исследовательское учреждение в нашей стране не может существовать просто так (если его сотрудники хотят заниматься действительно академической наукой). Оно обязательно должно входить в систему какой-нибудь академии наук (например, РАН) или подчиняться соответствующему профильному министерству. Только в таком случае сотрудники данного НИИ смогут публиковать свои работы в рецензируемых журналах, защищать диссертации и участвовать в научных симпозиумах и конференциях и т. п.
Однако любая вышестоящая организация, будь то РАН или министерство, обязана постоянно требовать от руководства НИИ отчеты о деятельности института. А какие отчеты сможет предоставить той же РАН НИИ по изучению снежного человека? Вроде тех, что "в этом году все наши сотрудники совершили десяток экспедиций, целью которых была поимка йети, однако, как и в прошлом году, их результаты ничего не принесли"? Я что-то сомневаюсь, что после хотя бы двух лет подобной отчетности российские академики (или служащие министерства) сочтут целесообразным финансирование и поддержку подобной организации.
Или же Бурцев и его коллеги настолько самонадеяны, что уверены в том, что смогут добиться того, чего не удалось в свое время Комиссии Академии наук СССР по изучению вопроса о снежном человеке? Напомню, данная Комиссия была создана в 1958 году. В ее составе были известные ученые, такие как геолог, член-корреспондент С. В. Обручев, приматолог и антрополог М. Ф. Нестурх, ботаник К. В. Станюкович, физик (и альпинист), академик И. Е. Тамм (кстати, Нобелевский лауреат). Наиболее активными членами комиссии были врач Ж.-М.И. Кофмани профессор Б. Ф. Поршнев. Однако через два года деятельность данной комиссии была свернута, поскольку никаких результатов исследователям достичь не удалось. А ведь возможности данной организации были намного больше, чем у любого отечественного НИИ, существующего в наше время.
Впрочем, не исключено, что на самом деле ученые заинтересованы в создании этого НИИ совсем по другой причине. Дело в том, что в наше время исследователям очень сложно добиться финансирования своих проектов, если они не направлены… на изучение чего-то сверхъестественного. А вот если подобное направление в работе предусмотрено — то деньги на это дают быстро и в больших количествах.
Примеров тому много, и не только в России. Например, всем известное NASA уже можно сказать "собаку съело" на том, как получать деньги от налогоплательщиков, пугая их инопланетянами. Так, в 1996 году, когда правительство в очередной раз сократило финансирование этой организации, ее сотрудники вдруг обнаружили окаменелости инородной жизни в марсианском метеорите. Примечательно и то, что данный метеорит был найден в Антарктиде еще в 1984 году, однако пока с деньгами у NASA было все в порядке, микроскопических инопланетян на нем разглядеть почему-то никто не мог. А вот после данной сенсации (которая, кстати, оказалась липой, поскольку при детальном анализе было установлено, что данные окаменелости являются образованиями естественной горной породы) финансирование возобновилось в полном объеме.
Похожая история произошла и в нынешнем году, когда Ричард Гувер, астробиолог из Центра космических полетов имени Маршалла, NASA, обнаружил окаменелых бактерий в редких видах метеоритов с хондритовой структурой. Изучив данные метеориты под электронным микроскопом, ученый выявил цилиндрические и филаментные структуры, свойственные многим микроорганизмам. Исследователь решил, что эти структуры являются окаменелыми бактериями, напоминающими земные организмы, но зародившимися, по-видимому, в космическом пространстве.
Соответственно, данная новость тот час же распространилась в СМИ и интернете, однако никто не заметил двух вещей, косвенно связанных с этой сенсацией. Первая странность состоит в том, что эти исследования Гувера были представлены на семинаре NASA еще в 2007 году. Тогда его выводы были признаны весьма сомнительными и никакого резонанса это открытие в научном мире не имело. В начале же нынешнего года финансирование по ряду проектов NASA вновь было урезано. И вот тут, как по заказу, вновь появляется исследование Гувера об инопланетных бактериях в слегка отредактированном и дополненном виде. После чего финансирование вновь восстанавливается в первоначальном объеме. Совпадение? Скорее всего, нет…
При этом вовсе не следует думать, что все сотрудники NASA — сплошь жулики и шарлатаны, наоборот, там работают весьма серьезные и грамотные специалисты. Однако что прикажете делать, если люди весьма неохотно дают деньги на действительно нужные научные исследования, зато щедро финансируют все, что связано с паранормальными явлениями? Правильно, использовать эту особенность обывательской психологии во благо науки и, в конечном счете, всего человечества.
Не исключено, что и действиями отечественных ученых руководят похожие мотивы. Согласитесь, мало кто будет оплачивать полевые исследования, например, популяций птиц или медведей Кемеровской области. А вот на поиски снежного человека деньги дадут всегда, потому что людям свойственно верить в чудеса. Так почему же исследователям не воспользоваться этим для параллельного проведения своих собственных исследований? Ведь российская наука от этого вынужденного обмана, как ни крути, только выиграет…