Как показал анализ динозавровых черепов, тираннозавр обладал феноменальным обонянием, выделявшим его даже среди современников. Удивил учёных предок птиц археоптерикс – его обонятельные луковицы также были отлично развиты. До сих пор учёные полагали, что птицы сделали выбор в пользу зрения.
Судя по последним публикациям палеобиологов, высококачественная компьютерная томография становится всё более доступной. Только теперь в очередь выстраиваются не пациенты, а ученые, несущие на руках самое драгоценное, что у них есть: окаменелости и кости животных, давно исчезнувших с лица планеты.
На этот раз в сканер пришлось поместить 21 череп двуногих динозавров. Эту маленькую армию страшных чудовищ возглавила, пожалуй, самая известная в мире рептилия – тираннозавр, Tyrannosaurus rex.
Как выяснила Дарла Зеленицки и соавторы публикации в Proceedings of the Royal Society B, этот монстр обладал поистине феноменальным обонянием.
По ходу работы ученые установили, что и у первых птиц это чувство было развито гораздо сильнее, чем у современных представителей этого класса. И хотя функционально сравнить работу всего анализатора уже никогда не удастся, ученые не сомневаются, что древние ящеры уж точно не уступили бы по этим показателям гончим или ищейкам.
Чтобы это доказать, палеонтологам пришлось прибегнуть к своему главному оружию – богатому воображению, которое тренируется годами. Представьте, что все те яркие картинки и фильмы об исчезнувших животных, вызывающие бурю эмоций у детей, взрослых и даже самих палеонтологов – результат анализа бесцветных костей, окаменелостей и нескольких отпечатков следов, найденных в той или иной точке земного шара.
По форме черепа и зубов можно предположить характер питания и стиль охоты, по размерам лап – скорость передвижения. Ну а лучший способ оценить умственные способности, которыми динозавры особо похвастаться не могли, – посмотреть изнутри на черепную коробку.
Здесь и помогла компьютерная томография, позволяющая даже измерить объем отдельных полостей, углублений и ямок черепа. Эти вычисления Зеленицки и её коллеги проделали с упомянутым 21 черепом рептилий, сконцентрировавшись на углублении, занимаемом обонятельной луковицей – участком мозга, отвечающим за восприятие информации от одноименного органа чувств.
Кстати, именно обонятельным луковицам кистеперых рыб, обитавших в мутной воде, а потому и сделавших выбор в пользу обоняния, мы, по большому счету, обязаны возникновением головного мозга с большими полушариями.
Из всех проанализированных черепов самыми «нюхастыми», даже при поправке на приблизительную массу тела и общий объем мозга, оказались T.rex и велоцираптор.
Ученые считают, что это подтверждает плотоядность этих двух монстров «Парка юрского периода»: чтобы быть хорошим охотником, очень полезно знать, где на обширных охотничьих угодьях тебя ждёт добыча. Но вот в спор о том, был ли тираннозавр «благородным» хищником или падальщиком, новых аргументов не добавляет: хороший нюх полезен и тем, и другим.
Самыми же «невосприимчивыми» оказались овирапториды Citipati osmolskae и страусоподобный Ornithomimus edmontonensis, которых с этого момента записали в группу безнадежных травоядных. Правда, если учесть, что зубов ни у того, ни у другого вида практически нет, трудно представить себе картину охоты.
Но самым удивительным оказался результат работы с останками археоптерикса.
Выяснилось, что этот предок полноценных пернатых обладал вполне сносным обонянием, что не согласуется с современным взглядом на эволюцию птиц. Считалось, что все пернатые произошли от предка с хорошим зрением и плохим обонянием, и именно поэтому максимальное развитие у них получили полосатые тела, а не кора больших полушарий. Зеленицки же считает, что предок обладал достаточно развитым обонянием и лишь потом, за ненадобностью, пернатые его утратили.
Другое следствие из этой работы пока не опубликовано: ученые планируют, опираясь на более масштабный анализ мозга, точно рассадить описанных динозавров по ветвям эволюционного древа, а главное – сказать, кто именно дал начало птицам и млекопитающим.
На фото - череп "страуссоподобного" динозавра и модель его черепной коробки, построенная по данным сканирования. Красным показана обонятельная луковица // Ёсицугу Кобаяси