Тэртерийская загадка

Загадки истории - Тэртерийская загадка

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка нашлась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии. Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Может быть, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними стал шедевр старенького Загадки истории - Тэртерийская загадка

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка нашлась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии. Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Может быть, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними стал шедевр старенького искусства? Ничего подобного. Всеобщее возбуждение вызвали три крохотные глиняные таблицы. Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как увидел уже сам создатель известного открытия, румынский археолог Н. Власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тысячелетия до н. э.

Но археологов ждал очередной сюрприз. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом фактически 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории населения земли письмо?

Шумеры в Трансильвании?

В 1965 году германский шумеролог Адам Фалькенштеин высказал предположение, что письменность появилась в Тэртерии под воздействием Шумера. Ему возразил М. С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого дела к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, все таки это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Спора нет, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, но есть в их и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие меж появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует? Другие спецы связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже 2-ух 1000-летий. Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т. С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Как обидно бы это не звучало, к одному мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. Но эксперт-шумеролог А.

Кифишин, проанализировав скопленный материал, пришел к выводам:

1. Тэртерийские таблички — осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения. 2. Текст одной таблички перечисляет 6 старенькых тотемов, совпадающих со «списком» из шумерского города Джемдет-Насра, также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш. 3. Знаки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки. 4. Содержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждается находкой в той же Тэртерии расчлененного трупа мужчины. 5. Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму. Эта табличка была переведена так: «В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый».

Так что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет. Но ясно: только исследование всего комплекса памятников культуры Турдаш-Винчи (а непосредственно к ней относятся и Тэртерия) может приблизить нас к разгадке затаенны 3-х глиняных табличек.

Дела давно прошедших дней:

Берега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли… Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача… в городе жилье превратился в руины.

(Из шумерской поэмы «Проклятье над Аккадом»)

Километрах в 20 от Тэртерии находится бугор Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Бугор раскапывали еще с конца прошедшего века, но полностью так и не раскапали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на осколках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в похожем Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Позднее турдашскому холму не подфартило: ручей, изменив свое русло, фактически смыл его. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии.

Работа ученых близилась к окончанию; казалось, Тэртерия открыла все свои затаенны… И вдруг под самым нижним слоем холма была найдена яма, заполненная золой. На дне — статуэтки старенькых богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глинянные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом отыскали расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, 3-я была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма старенькых тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, позже табличку обжигали. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках Турдаш-Винчи. Сравнили их с тэртерийскими: сходство было очевмдным. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии появилась не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной среди VI — начале V тысячелетия до н. э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.

1-ые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н. э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей местности Юго-Восточной и Центральной Европы. Как жили 1-ые земледельцы? Сначала они обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Умеренно внешний вид поселения изменялся. К концу V тысячелетия до н. э. появляются 1-ые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из древесных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые позднее обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, сглаживали место и строили новый. Таким образом, старенькый поселок умеренно рос ввысь. Шли столетия, и умеренно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди.

Как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их вид. Вот перед нами вылепленная из глины голова мужчины. Спокойное мужественное лицо, большой с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок. Кого изобразил старенькый конструктор? Вождя, жреца или просто соплеменника — сказать тяжело. Да это и не так принципно. Принципно другое: перед нами не застывшее изваяние, выполнявшееся по определенным и суровым канонам, а лицо человека — старенького жителя Трансильвании. Он будто бы глядит на нас из глубины 7 1000-летий!

А вот очень стилизованное изображение дамы. Тело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор. Такой же орнамент встречается и на других статуэтках культуры Турдаш-Винчи. Судя по всему, это хитросплетение линий имело некоторый смысл. Была ли это татуировка, которой, может быть, украшали себя модницы того времени, или во всем этом таился некоторый магический смысл, ответить тяжело; дамы не очень любят открывать свои затаенны.

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к досрочному периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, может быть, внешнего вида святилища, при всем этом изображение это опять-таки очень напоминает святилище старенькых шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища разбиты друг от друга фактически 20 веками!

Слово на глиняных табличках.

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение 2-ух козлов. Меж ними помещен колос. Может быть, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в базе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. Власса? Любопытно, что похожий сюжет встречается и на шумерских табличках. 2-ая табличка разбита вертикальными и горизонтальными линиями на мелкие участки. На каждом из их процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова кинется в глаза поразительное совпадение. 1-ый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, 2-ой изображает скорпиона, 3-ий, по-видимому, — голову человека или божества, 4-ый символизирует рыбу, 5-ый знак — какое-то строение, 6-ой — птицу. Таким образом, можно представить, что на табличке изображены тотемы: «козлёнок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть», «птица».

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, ну и расположены в той же последовательности. Что это, ещё одна поразительная случайность? Скорее всего нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным. Науке подобные совпадения известны. Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова Пасхи. Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случаем. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из 1-го общего корня. Похоже, в наших руках находится обычный ключ к дешифровке письменности Тэртерии: не зная, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам необходимо читать. Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке. Естественно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей Тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов.

Приступим же к чтению круглой тэртерийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических черт еще не было.

На круглой табличке написано следующее:

4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.

«Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубочайшего сожжен один».

Что за смысл заключен в надписи?

Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из Джемдет-Насра. В нем содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Может быть, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии? Но есть и другое совпадение. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, при всем этом имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала недлинные сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок собственного правления.

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие «по-шумерски» в V тысячелетии до н. э., когда самого Шумера к тому же в помине не было? Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV — XII тысячелетии до н. э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как могли они передать свою письменность народам Юго-Восточной Европы? Вопрос принципиальный. А ответа на него пока нет.

Древние обитатели Балкан оказали примечательное воздействие на культуру Малой Азии. В особенности отлично прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, временами полностью идентичные винчанским, были найдены в известной Трое (начало III тысячелетия до н. э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность старенького Крита. Нельзя не согласиться с и с предложением археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н. э., а совершенно не появилась под воздействием далекого Двуречья, как ранее считали некоторые исследователи.

К тому же понятно: создатели балканской культуры Винчи в V тысячелетии до н. э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время основались как раз прашумеры. И скоро в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это не парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Взаправду, как по другому объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н. э., появилась совершенно в один миг и уже во стопроцентно развитой форме. Шумеры (как и Вавилоняне) были только хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

Ветки 1-го ДЕРЕВА

Среди вопросов, показавшихся в процессе исследования тэртерийской находки, в особенности необходимыми мне представляются два:

1. Как появилась тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкала?

2. На каком языке говорили тэртерийцы?

Б. Перлов, обязательно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетия до н. э. как-то в один момент, в совершенно готовом виде. Непосредственно на ней была записана древнейшая энциклопедия населения земли «Харрахубулу», стопроцентно отразившая мировоззрение людей X — IV тысячелетия до н. э.

Исследование законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н. э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариантов) употреблялось немногим более 5 тысяч, при всем этом все они вышли из 72 старенькых гнезд-символов. Процесс же полифонизации ( другими словами разнозвучания 1-го и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго ранее.

Полифонизация умеренно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, позже разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, в конце концов, полностью уничтожала само гнездо. Распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье. Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей сходу с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. И протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Но протоэламский имеет к тому же привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике.

В эру Фуси (2852 — 2752 гг. до н. э.) кочевники-арии вторглись в Китай с северо-запада и принесли с собой туда стопроцентно сложившуюся письменность. Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги. В чем же причина сходства системы письма у так различных народов? Дело в том, что они имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н. э.

В протяжении 2-ух 1000-летий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами Гурана и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под воздействием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро). Позже из него появились письменности старенькых египтян, крито-микенцев, шумеров ну и тэртерийцев.

Таким образом, легенда о «вавилонском» столпотворении и распаде 1-го земного языка не так и беспочвенна. Ибо, сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с схожими гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам дизайна, ну и по внутреннему содержанию. Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распавшейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX — VIII 1000-летий до н. э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20 — 10 тыс. лет до н. э.), нельзя не навести внимания на их далеко не случайное совпадение.

Да, письменные системы IV тысячелетия до н. э. не появились в разных местах нашей планеты, а являлись только следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы религиозной символики, показавшейся в одном месте.

Но на каком же языке говорили древние тэртерийцы? Бросим взгляд на этническую карту Западной Европы VII — VI тысячелетия до н. э. В это время в конечном итоге неолитической революции произошел демографический взрыв. За несколько веков численность населения возросла в 17 раз (с 5 миллионов человек до 85). Произошел переход от собирательства к пойменному земледелию. Избыток населения на Балканах, прародине семито-хамитских народов, привел их к широкому переселению в менее заселенные области, где неолитическая революция еще не произошла. Пришествие велось на север по Дунаю и на юг через Малую Азию, Передний Восток, Северную Африку и Испанию. Воспользовавшись большущим численным достоинством, прасемиты с востока и прахамиты с запада оттерли праиндоевропейцев далеко на север (в районы, не так издавна освободившиеся от ледника).

Калоритные картины этой борьбы народов сохранились, кстати, в кельтской мифологии. Праславянские имена кельтских Богов свидетельствуют о том, что не покорившиеся противникам праславяне остались светлым знаменем в глазах пракельтов Франции, став их Богами. Кельтские «праславяне» — дананцы из рода Гориа (другими словами «горяне») подчинили себе прагреков Гарца и после этого вступили в длительную борьбу с прасемитами дунайских культур. Это нашло свое отражение и в индийских (Ману-Сварожич) и в греческих легендах.

Война была очень жестокой и долгой. Союзниками праиндоевропейцев выступили далекие от их шумероиды иранского Загроса, совершившие неолитическую революцию еще ранее и рванувшиеся в Малую Азию с востока. Семито-хамитские клещи были разорваны. Хамиты бросили главные силы на египетский театр военных действий, семиты же — на греческий и малоазиатский, где они в конце концов отразили нашествие шумероидов, предков старенькых египтян. Но это была пиррова победа. Семито-хамитское пришествие выдохлось.

А в VI тысячелетии до н. э. свершили неолитическую революцию и праиндоевропейцы. Перейдя к отгонному скотоводству, они заполучили власть над бескрайними широтами Великой степи. Прахамиты были ассимилированы кельтами по всей Европе, а прасемиты бежали на нижний Дунай.

Меж индоевропейцами Дании и Померании и прасемитами Фракии к началу V тысячелетия до н. э. образовалась большая буферная зона (Верхний Дунай, Прикарпатье, Украина) с совершенно особым популяцией. Позднее его ядро (Баденская культура) послужило истоком этноса Лесбоса, Триполья и Трои. Поэтому-то и имеются значимые основания связывать жителей этого региона (в том числе и тэртерийцев и трипольцев) с праэтрусками, в чем убеждают и антропологические данные. Праэтруски-то совершенно изгнали прасемитов с остальной местности Балкан в конце V тысячелетия до н. э. в Малую Азию и на Передний Восток. Тем они расчистили путь для скотоводов-индоевропейцев, победоносно наступавших с севера.

Похожие статьи: