Некоторые парапсихологи представили, что катастрофы вызывают (или, может быть, лучше сказать, проецируют) некие предостерегающие явления в прямой пропорции своим размерам. Чем выше уровень катастрофы, тем больше правдоподобность предвидения. По последней мере, так молвят знатоки.
Естественно, некоторые главнейшие катастрофы двадцатого столетия, такие, как катастрофа в 1975 году на станции Мургейт британской подземки или трагический обвал в Аберфане в 1966-м, дают нам много свидетельств, подтверждающих эту теорию. Есть даже более впечатляющий пример — с крушением в 1912 году «Титаника».
Фактически сотки людей позже заявляли, что они предвидели катастрофу, и так широко распространены были эти сообщения из источников по всему свету, что предсказаний событий той ужасной ночи, когда более чем 1300 пассажиров скрылись под ледяными водами Северной Атлантики, набралось бы на целый том.
Но среди этих озарений встречается еще больше странная форма предвидения, которая касается не нескольких дней, а 14-ти лет, прошлых самому событию. В нашем случае эта морская трагедия беспрецедентного в мирное время масштаба (сравнимая разве что с катастрофой парома «Эстония») была не только предсказана, но даже и описана очень кропотливо. Человек, приложивший к этому руку, был совершенно не проф прорицатель, а британский романист по имени Морган Робертсон. Робертсонова версия событий содержалась в рассказе, озаглавленном «Тщетность», который был расположен в 1898 году. Сюжет рассказа таковой: некий только что спущенный на воду большой американский лайнер, невзирая на свою репутацию непотопляемого, напарывается на айсберг и идет по дну, при всем этом погибает огромное количество людей.
Создатель назвал свой корабль «Титаном», и эта деталь — только одна из немногих, которые имеют жуткие совпадения с реальными событиями. Как и его вымышленный предшественник, «Титаник» был признан наибольшим судном, к тому же с новым типом спасательных лодок. Взаправду, размеры 2-ух кораблей сверхъестественно схожи, а количество посадочных мест, число труб, турбин и винтов- было совершенно похожим. Фактически во всех возможных смыслах корабли были похожими. Более принципна их мрачная судьба, ибо оба корабля — и выдуманный, и реальный — столкнулись с айсбергом в одном и том же районе Северной Атлантики.
«Тщетность» не пользовалась большущим успехом, и даже если было бы напротив, все равно неясно, чтобы такое жуткое предвидение судьбы «Титаника» смогло бы предупредить несчастье. Но чтение книги все-таки помогло, судя по всему, спасти жизни экипажа еще 1-го корабля, который пересекал те же самые воды много лет спустя.
В апреле 1935 года молодой мореход по имени Уильям Ривз стоял на вахте на носу парохода «Титаниан», спущенного на воду в Тайнсайде, Англия, который направлялся в Канаду. Близилась полночь, когда Ривз, не так издавна прочитавший «Тщетность», предавался стабильным раздумьям, и вдруг он с ужасом сообразил, что меж реальной катастрофой «Титаника» и вымышленным событием — большущее сходство.
Это открытие ни в коей мере его не порадовало, ибо его корабль как раз пересекал океан под теми же широтами и как раз в апреле, когда и судно Моргана Робертсона, и гордость компании «Уайт-Стар-Лайн» опустились в свои водяные могилы. И тут Ривзу пришло на разум, что точная дата погружения «Титаника» — 14 апреля 1912 года — это день его рождения, и мысль об этом совпадении породила у него жуткое чувство, что он стал участником какого-то дьявольского трюка судьбы.
Не способен что-либо кому-либо объяснить, он, совсем обезумев, закричал, подал сигнал опасности, и машины парохода тут же дали полный назад. И в этот самый момент корабль, вспенив воды, остановил свой бег прямо перед айсбергом, вынырнувшим грозной глыбой из ночной тьмы. Прозвучи сигнал Ривза хоть на несколько секунд позже, «Титаниан», без сомнения, и во всем остальном последовал бы собственному роковому сходству с «Титаном» и отправился бы прямиком на дно.
Но даже это еще не конец странным совпадениям, в каких факты необыкновенным образом переплелись с вымыслом и, которые сопровождали трагедию 1912 года. В 1886 году британский журналист по имени Э. У. Стед тоже написал рассказ о лайнере, который тонет, напоровшись на айсберг в Северной Атлантике. Хотя в данном случае название корабля было «Маджестик», но зато имя его капитана — Э. Дж. Смит — совпадало с именованием реального капитана «Титаника».
Поразительно и другое — этот британский журналист, который позднее заинтересовался психологическими феноменами, включая и роль предсказаний в нашей жизни, не увидел предостережения, сделанного в его собственном рассказе. Э. У. Стед стал пассажиром «Титаника» и во время катастрофы расстался с жизнью.