Выделяются два основных шага атомного проекта СССР: 1-ый - предварительный (сентябрь 1942 года - июль 1945 года), 2-ой - решающий (август 1945 года - август 1949 года).
1-ый шаг начинается с распоряжения ГКО N 2352 от 28 сентября 1942 года "Об организации работ по урану". В нем предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии. 11 февраля 1943 года Сталин подписал распоряжение об организации работ по созданию атомной бомбы под управлением Молотова. Лаврентий Берия был назначен его заместителем, а научным управляющим проекта в марте стал Игорь Курчатов. В 1943 году был сотворен научно-исследовательский центр по урановой дилемме - лаборатория N 2 АН СССР, сейчас русский научный центр "Курчатовский институт".Начало второму шагу положили южноамериканские бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. К этому времени ученые удостоверились в неспособности Молотова возглавлять атомный проект. Курчатов и Иоффе попросили вождя назначить управляющим работ Берию. Предложение было принято: скоро был организован Спецкомитет по дилемме N 1, председателем которого стал Берия. К тому времени он уже не являлся главой НКВД: в декабре 1945-го, беря во внимание занятость в очень принципиальном урановом проекте, его освободили от этой должности. Главной задачей спецкомитета было создание атомной бомбы в кратчайшие сроки, его решения становились неотклонимыми для всех министерств и ведомств.
Возглавив урановый проект, Берия взял собственных подчиненных (под его управлением оказалось более 300 тыщ человек) под защиту "от вероятных интриг органов НКВД либо партийных инстанций": он знал, что людей провоцирует уверенность в высочайшем покровительстве и своем благополучии, и он отдал им такую уверенность. К примеру, ни один из служащих Курчатова за время работы над проектом не попал в списки "противников народа", хотя сам Игорь Васильевич, по дискуссиям, чуть не "нарвался" на огромные проблемы.
Финансирование проекта было фактически неограниченным. Ведущим ученым и инженерам сделали практически безупречные условия для работы и в быту. По стране прогуливались слухи, что в "атомных" городках построен "пробный коммунизм". В лабораториях царствовали невиданные порядок и организованность: когда некие завлеченные "со стороны" ученые годы спустя возвратились в родные пенаты, они так и не смогли вновь привыкнуть к академическому "бардаку", который был немыслим в ведомстве Берии.
В 1946 году русский атомный проект перебежал в промышленную стадию, в процессе которой в главном на Урале были сделаны предприятия и комбинаты по производству ядерно-делящегося материала.
К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по РДС-1 (такое условное наименование получила 1-ая атомная бомба). В прииртышской степи, в 170 км от городка Семипалатинска, был построен испытательный комплекс Учебный полигон N 2 Министерства обороны СССР. В мае 1949 года на полигон прибыл Курчатов; он управлял испытаниями. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на полигон. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра была взорвана 1-ая русская атомная бомба, оснащенная плутонием-239. Мощность взрыва составила приблизительно 18 килотонн - чуток более, чем у американской бомбы аналогичной конструкции. 2-ой шаг закончился в 1951 году испытанием в СССР 2-ой атомной бомбы. Ее ядерным материалом был уже уран-235, конструкция - наша, уникальная, и при массе в два раза наименьшей бомба оказалась в полтора раза сильнее американской "сестры". Это был полный фуррор...