Исследователи подтвердили старую гипотезу: чем больше цветовых вариаций существует внутри вида, тем быстрее такой вид эволюционирует.
Учёные использовали данные по нескольким семействам птиц, включая орлиных, ястребиных, совообразных и козодоев. В каждом семействе орнитологов особо привлекали виды с полиморфизмом в оперении (как, например, у светлого ястреба, существующего в серой и белой морфах). Уточним, что в данном случае имеется в виду не пестрота окраски, а разница между отдельными особями; пёстрая окраска, при всём кажущемся многообразии, может быть жёстко зафиксирована и повторяться во всей пестроте от особи к особи. Хотя цветовой полиморфизм известен и у других животных (у ящериц, рыб, бабочек и т. д.), исследователи выбрали именно птиц, поскольку такие случаи особенно чётко описаны и соотнесены с таксономическим положением птиц.
Авторы работы сравнили эволюционные достижения видов с полиморфизмом и тех, что существуют только в одной цветовой форме. Эволюционный возраст и скорость развития оценивались с помощью генетических данных, которых за последние полстолетия накопилось великое множество. Оказалось, что индивидуальность в окраске особей ускоряет эволюцию вида: из него получается несколько мономорфных видов. То есть тот же светлый ястреб уже сейчас стремительно расходится на белого и серого. В пользу этой теории говорит и то, что полиморфные виды относительно редки, а те, что есть, эволюционно молоды. Причём эта закономерность выполняется для самых разных групп пернатых, в том числе для певчих, которые составляют большинство птиц.
В дальнейшем учёные собираются выяснить механизм такой взаимозависимости окраски и скорости эволюции. Кроме того, было бы любопытно узнать, так ли обстоят дела у других животных и можно ли ожидать, что человечество в будущем разделится на несколько видов — по числу рас.