За Удмуртией прочно закрепилась худая слава как о земле, полной мистики и самых разных воплощений духов. Где здесь правда, а где выдумка - уже не разберешь. Студенты Удмуртского университета попытались вывести нечисть на чистую воду. Насколько это получилось, судите сами.
ВЫШЕ ДЕРЕВЬЕВ, НИЖЕ ТРАВЫОдним из самых известных проявлений нечисти является леший. Он же лесовик, лешак, лисун. Кое-где в Удмуртии его называют просто лесной или долгий. Но долгий не в смысле долговязый. Просто лесовик может так заморочить человека, что тот теряет всякую ориентацию и долго плутает даже по хорошо знакомой местности. Лешему, как и любой другой нечисти, нужно только одно: покуражиться над нами, поиздеваться.
Испокон веков восточно-славянская традиция воспринимала лешего как злого духа, хозяина леса и зверей. В другом варианте лешак - это проклятый человек или вредоносный покойник. Кроме того, есть основания полагать, что существуют женские особи лесных духов - лисунки или лешачки. Самая яркая деталь их внешности - длинные, закинутые за спину груди.
Считается, что леший может перегонять стада животных из одного леса в другой, пугать людей своим смехом и уханьем, сбивать с пути, уводить детей и даже манипулировать собственным ростом, становясь ниже травы или выше деревьев. Причастность лешего к нечистой силе выдает его связь со всем левым: левая сторона одежды у него запахнута на правую, левый лапоть на правой ноге и т.д. Аналогичная «левизна» прослеживается и у другой нечисти. Например, с левой полы водяного постоянно капает вода, а домовой может вывестись из петушиного яйца, если его носить под левой подмышкой.
ПОСЛЕ ПАРТСОБРАНИЯ
Раскаяния лешего в «Новогодних приключениях Маши и Вити» с жизнью не имеют ничего общего. Это хорошо видно по фольклорным экспедициям Удмуртского госуниверситета. Собранный ими материал показывает: леший с удовольствием пошаливал даже тогда, когда настоятельно рекомендовалось считать его «вредным суеверием».
О проделках лесовика при социализме рассказала одна из жительниц Увы. «В 12 часов ночи иду после партсобрания летом по лесу в капроновых чулках, в розовой шляпе. А пять километров надо было лесом идти. Вдруг слышу - кричит, поет кто-то (обычно из деревни Мяслуд в деревню Киби-Жикья Ершов, бригадир, пьяный без песен не ходил). Но если, думаю, нечистая сила, сверну с дороги. Сняла чулки, шляпу - жалко портить было. А пение все громче, все ближе. А в середине леса протекала речка Безымянка. Только через речку перешла, и в 12 часов ночи стадо овец мимо промчалось. Никогда в лесу этих овец не бывало! И тут же около меня крик: у-уить! И хвоя на голову осыпалась, словно град стряхнул. Через неделю телеграмму получили: брат двоюродный застрелился».
В данном случае лешак не показался, но его присутствие все равно оказалось не к добру. В том же поселке филологам пересказали историю одного лесника, умершего спустя месяц после встречи с нечистью.
«Иду, остановился, столбик поставил, не так поздно было. Только начал отметку ставить, откуда ни возьмись - стоит около меня высокий мужчина, борода по пояс, на голове непонятно что: то ли седые волосы взлохмаченные, то ли шапка. От страха чуть не сел и восвояси побежал, а он все за мной и в Карксигае никак не отстает. Думаю: до дома дойду, неужели и в дом зайдет? В ворота не пошел, через другой вход на двух-этажный амбар забрался. Деревянную задвижку открыл - он уже тут! Куда теперь от страшилы деваться?! Только перекрестился, он и исчез... Мужчина как мужчина, но как лесной дедушка».
СКАЧКИ НА ЗАКОРКАХ
Но чаще леший обходится без погони. Хотя нервы тоже потреплет, как это случилось с уроженками села Балдейка Кизнерского района, когда те отправились на голубичное болото. «Собирали голубику, и вдруг на голубичнике мужичок сидит. Мохнатый такой, борода рыжая, кудлатая и волос нечесаный... Ходит вокруг, кружит. Деревня недалеко, а ничего не видно: ни леса, ни деревни! Испугались, а леший хохочет, как филин, ухает, но близко не подходит. Вспомнили: одежду на левую сторону надо надеть да обувь - накосулю. Переоделись, а лешему это не понравилось: ухнул разок и скрылся».
В деревне Молчаны рассказывают о некоем «блуждающем острове» - вотчине лешего, где можно бродить до потери пульса. И в этой же деревне был случай лешачьего киднеппинга. «Гальку из Кирова леший сутки у себя в доме держал. Ушла под вечер, а ей семь-восемь лет. Всю ночь целой деревней искали. Думали: все, пропала девка. Пришли к болоту, а она из дупла выглядывает... Привезли домой, спрашивают: «Где была-то?» - «У дедушки», - говорит. Раньше была очень сопливая, смотреть страшно, а тут девку впрямь подменили, и сопли не висят. Говорит, что спали на полатях с дедушкой. Сам-то вроде был огромный, башка большая, а борода - зелень одна, а не волосы».
Еще более интересную историю похищения ребенка рассказали в деревне Сям-Можга (Увинский район). Это случилось в деревне Одинцово, в семье Смирновых. Восьмилетняя Лена пришла в поле к матери, потом ушла домой. Мать приходит после работы, а ее нет. Стали искать, но не нашли, а на другой день сеяли в поле рожь и видят, как она бегает по полю. Они за ней, зовут, но догнать не могут. Так и бегала двенадцать дней по полю, по лесу; весь народ ее видел, однако домой она не возвращалась. А на тринадцатый день пастухи нашли ее спящей под большой елью. Говорят: «Ты ведь устала, столько дней бегала!» А она: «Нет. Я ведь не пешком ходила, меня дедушка на закорках носил».
БЕЗ ШТАНОВ
Обычно влияние злых духов проявляется через внушаемые ими мысли, но порой дело доходит до откровенного гипнотического воздействия. Этим, в частности, можно объяснить всевозможные перевоплощения ведьм, магов и колдунов (которые с помощью демонических сил «превращаются» во что угодно, оставаясь при этом в человеческом обличии). Всего один пример. Как-то настоятелю Свято-Никольского храма в Завьялово женщина рассказала историю о том, как ее старая соседка (которую все считали колдуньей) превращалась в кошку. Однажды сосед избил эту кошку, будучи уверен, что она и есть та самая колдунья. Спустя какое-то время эта старушка вышла с перевязанной головой и выбитым глазом, подошла к соседу и с укором сказала: «Что ж ты со мною сделал!» Вскоре она умерла.
Ясно, что связываться с нечистой силой не стоит ни при каких обстоятельствах: многие после таких контактов «съезжают» либо накладывают на себя руки (сказавши «а», отделаться от нечисти бывает уже крайне трудно). Один из таких примеров - история некой Тани Пашиной из деревни Ивановка Можгинского района. Девушка училась у демонов на колдунью, но не нашла в себе силы пройти третье испытание: в полночь она должна была прийти голой в баню, где ее ждала большая черная собака с огромной смердящей пастью. Соискательнице на звание колдуньи требовалось влезть этому мерзкому животному в рот и вылезти через задний проход. Однако девушка испугалась и убежала.
С тех пор бесы стали ей досаждать: мешали ночью спать, требуя «работы». «Обступят кровать и душат меня, - жаловалась она подругам. - Я возьму чашку конопли, кину в солому - собирайте! Пока они ищут, я и посплю немного». По словам очевидцев, постепенно девушка стала «совсем дурной»: прямо в доме колола дрова, резала овец.
Кстати, с бессонницей от нечисти связан один из ижевских случаев, показывающий, чьи уши торчат из-за спины экстрасенсов и прочих сомнительных целителей. Одна из жительниц Ижевска заболела раком груди, прошла химиотерапию и облучение, но ничего не помогло. Вскоре она начала слышать голоса, которые внушали ей взять различные средства (включая экскременты) и приготовить снадобье. Женщина послушалась, онкопроцесс остановился, но голоса так и не смолкли, заявив: «Теперь ты будешь целительницей». Однако женщина наотрез отказалась, и от нее отстали. Но затем ей начали мстить: женщина больше не смогла спать: как только она закрывала глаза, сразу же возникала боль, словно в глазные яблоки вонзались острые иглы. Причем экзекуция усугублялась сильными ударами в области печени и почек.
За три бессонных месяца женщина практически дошла до сумасшествия. Наконец она пришла в православный храм, где смогла спать хотя бы непродолжительное время (позже с помощью определенных молитв сон несчастной увеличился до четырех часов). А видимая причина ее изуверской бессонницы выяснилась при освящении квартиры. Оказалось, следуя рекомендациям экстрасенсов и оккультных изданий, эта женщина «для защиты от нечистой силы» натыкала в стены иголок и всюду развесила ножи и другие острые предметы. В действительности эти магические приемы, напротив, привлекли внимание демонов.
Иногда даже случается ничем не прикрытое насилие. Например, однажды в том же Завьялово к священнику пришла молодая женщина с матерью, которая рассказала совершенно жуткую историю. Как-то они вдвоем находились в квартире, где внезапно появилось некое хвостатое существо, которое прямо на глазах пожилой женщины жестоко изнасиловало ее дочь.
Но чаще нечисть действует более изощренно, являясь в образе ангелов, умерших супругов и т.п. В частности, можно услышать такие рассказы: раньше мы с мужем жили не очень хорошо, а после смерти он приходит ко мне каждую ночь, мы общаемся и даже вступаем в интимные отношения. И таких историй хоть пруд пруди, хотя уже давно известно о существовании инкубов и суккубов - демонов, принимающих мужское или женское обличие и склоняющих человека к соитию.
А не так давно в Удмуртии в довольно грубой форме засветился еще один «сказочный персонаж». История произошла около одного из местных монастырей, куда на сенокос приехали двое молодых людей. Накосив сена, они начали переправлять его через реку, и тут один из них решил «погарцевать» перед девчонками: прямо в одежде прыгнул в воду и давай плескаться. Но потом с ним стало твориться что-то непонятное: уйдет под воду, вынырнет и вопит: «Тону!» Тем не менее в лодке все это приняли за шутку: плавать вроде бы умеет, да и река сравнительно узкая...
Так он побултыхался-побултыхался, наконец подплыл к берегу, но из воды не вылезает, требуя принести штаны. Напарник ничего понять не может: какие штаны - ты же в джинсах! А тот - матом: давай портки, и все тут. Напарник сбегал, принес. А когда парень оделся и пришел в себя, рассказал: плещется он, все хорошо, и вдруг кто-то берет его сзади за талию, сдавливает холодными сильными руками и тянет на дно. Он вырывается, а его снова вниз; даже не понял, как без штанов остался. В тот же день он уехал. Мораль: водяной, леший, интим с умершими родственниками и другие похожие контакты - все это звенья одной цепи...