В Верхоянском улусе поймали чучуну?

В  середине  марта  в  Верхоянском  улусе,  в  районе села Барылас (название в переводе с якутского означает "ревущий"), в охотничий капкан  на волка попалось  странное существо.  К тому  времени как  его обнаружили, оно было  мертво  (что  неудивительно  при  силе захвата "волчьего" капкана).

По словам  учителя  средней  школы  соседнего  наслега  Борулах Якова Потапова, находящегося сейчас в  Якутске, существо это  описывают как примата  (причем не детеныша,  а взрослого),  размером с  крупную собаку  (длинный хвост, все тело, кроме ладошек  и лица-морды, покрыто  шерстью). По нашей  просьбе Яков Васильевич  сделал  приблизительный  набросок  существа, попавшего в капкан. Снежный человек?

Напоминаем, что  все происходящее  не имеет  никакого отношения  к первому апреля.  Факт странной  находки частично  подтвердил в  эту среду  и замглавы администрации Верхоянского  улуса Лаврентий Илларионович  Васильев. К  сожалению,  из-за  плохого  качества  связи  обстоятельного  разговора не получилось. Лаврентий Илларионович затруднился дать точное описание, по  его версии, это  может быть  что-то типа  "мутанта буучээн  (кабарга), с длинным "обезьяньим"  хвостом".  Напомним,  что  кабарга  (буучээн)  - парнокопытное животное, взрослая особь может быть  размером с теленка, у самцов  выступают острые длинные клыки, хвост маленький, как обрубок.

Непонятно также,  что случилось  с трупом  "чучуны". Вроде  бы его разорвали  собаки,  по  другой  версии,  испугавшись  злых  духов,  зверушку похоронили  вместе  с  капканом.  Ясно  лишь,  что  по  официальным  каналам сообщать о находке сразу не стали.

Глава  Сартанской   наслежной  администрации   Сергей   Софронович Слепцов  о  последнем  случае  не  слышал,  однако рассказал нам о встрече с непонятным зверем...  осенью прошлого  года. Тогда  молодой парень  случайно нашел мертвое животное, отдаленно напоминающее то ли выдру, то ли бобра,  то ли маленькую обезьяну. Значит, не первый случай?

Родственники охотника, с которыми нам удалось связаться,  сказали, что находка была предана земле с соблюдением старинного обряда  (сиэр-туом), чтобы  не  навлечь  на  жителей  беды  и несчастья. Говорят, старики, увидев зверя, сказали всего два  слова: "Абаасы кыыла" ("Зверь  абаасы"). Нежелание местных жителей связываться с трупом объяснимо. По якутским поверьям,  кровь чучуны  сводила  и  охотника,  и  его  семью  с ума, а через некоторое время умерщвляла.

Итак,  снежный  человек?  Мутант?  Сбежавшая  от хозяина обезьяна? Последствие  ядерных  взрывов?  Вопросов  явно  больше, чем ответов. В конце концов,  забрел  же  к  нам  из  Приморья  тигр,  чучело которого до сих пор красуется в нашем музее.

Директор ветеринарной клиники  Петр Сыроватский припомнил  случай, когда  зимой  в  Якутске  у  владельца  сбежал  из  дома лемур. Найти его, к сожалению,  не  удалось,  однако  кто-нибудь  мог  видеть  и этого "снежного человека". А примерно 12 лет тому назад ученым Института биологии  приносили труп  "нового  вида  птиц,  доселе  неизвестного  в  Якутии", - это оказался безвинно погибший  большой попугай,  ранее улетевший  из окошка  от хозяина. Правда,  по   данным  наших   ветеринаров,  в   Верхоянье  нет    владельцев зарегистрированных  обезьян.  По  другой   версии,  животное  вполне   могло перевозиться  контрабандой  по  магаданской  трассе  на заказ. Убежав, оно и попало в капкан. Или...

Чтобы   разобраться   в   этой   увлекательнейшей   истории    наш корреспондент  Елена  Тихонова  и  оператор  Михаил  Кочетов  отправляются в командировку в Верхоянский улус.  О результатах поездки читайте  в ближайших номерах.

Чучуна: история столкновений

Хочется, хочется  верить в  чудо. Давайте  хотя бы  рассмотрим эту возможность. Итак, что мы знаем о чучуне (снежном человеке)?

26 апреля 1929 года  газета "Автономная Якутия" напечатала  статью "Чучуна".  Она  опубликована  к  сведению  якутской экспедиции Академии наук СССР.  Вот   выдержки  из   этой  статьи:   "Верхоянцы  (!)   утверждают   о существовании неизвестного до  сих пор племени  на севере. Верхоянцы  знают, что чучуна  - не  фантазия. Есть  и очевидцы".  В статье  дается и  описание чучуны: "...высокого  роста, крепкого  телосложения, одет  в звериную шкуру, имеет  очень  длинные  волосы,  развевающиеся  при  беге,  вооружен луком со стрелами,  сторонится  местных  жителей,  иногда  забирается  в  погреба  за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай,  когда ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями".

В этой же статье пишется о  том, что в начале 1928 года  секретарь Верхоянского  окркома  ВКП(б)  Новгородов  в  своем  отчете в Якутский обком партии упомянул, что рассказы о чучуне - не легенда, а действительность.  По его сведениям,  коммунист Шадрин  специально проверил  сообщения о  чучуне и целиком подтвердил.  Любопытный документ  от 9  марта 1929  года хранится  в партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС:

"Выписка из протокола заседания  комиссии по выявлению и  изучению памятников природы и  старины при Западно-Сибирском  отделе Государственного русского географического Общества, состоявшегося 9 марта 1929 года.

Слушали:

1.  Сообщение  профессора  П.А.  Драверта  и  студента  Сибирского института  с/х  и  лесоводства  Д.И.  Тимофеева  "Люди-мулены  и  чучуна  по сказаниям  тунгусов   и  якутов".   Докладчики  знакомят   присутствующих  с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании  в горах Джюг-джюр и  в северных горных  хребтах Якутского края  какого-то пока загадочного народа,  известного у  якутов и  аянонельских тунгусов  низовьев Яны  под  именем  "чучуна".  Насколько  известно,  в  литературе нет никаких сведений об этом народе. О случайных встречах с ними тех или иных  отдельных лиц,    преимущественно    охотников-промышленников,    существуют    только недостаточно проверенные  рассказы. По  этим рассказам,  "мулены" и "чучуна" рисуются  как  люди,  стоящие  на  очень  низкой ступени, развития живущие в одиночку, иногда в пещерах гор. Носят подобие одежды из звериных шкур, имеют вооружение  из  копья,  лука   со  стрелами,  массивного  грубо   сделанного железного ножа.  К поясу  привешивается огниво.  Иногда "мулены"  и "чучуна" делают  нападения  на  охотников  и  редких  путников в районе их обитания - незаметно, как зверь, прокрадываясь к  ним на близкое расстояние и  выпуская в них одну  за другой весь  запас своих стрел.  При всех нападениях  "мулен" обычно издает пронзительный свист,  который устрашающе действует на  психику подвергающегося  нападению.  По  словам  докладчиков,  отсутствие надлежащих данных  о  существовании  этого  загадочного  народа, если действительно это особый народ, а  не просто одичавшие,  психически больные или  по каким-либо другим  причинам   удалившиеся  из   общежития  представители   существующих народностей  ("мулен")   -  в   переводе  на   русский  язык   -  разбойник, объясняется,  надо  думать,  еще  и  тем,  что  в силу суровых законов жизни Крайнего Севера столкновение с  муленами кончается обычно смертью  одного из встретившихся и поэтому якуты или тунгусы весьма редко рассказывают о  своих встречах  с   "муленами"  и   "чучуна",  опасаясь   ответственности  за   их уничтожение".

В  журнале  "Будущая  Сибирь"  (N6  за  1933  год) была напечатана статья профессора-геолога Петра Людовиковича Драверта, путешествовавшего  по низовьям Лены и Индигирки. Он  передал свои впечатления о рассказах  местных жителей про диких людей - мюленов и чучуна. В статье приводятся выдержки  из дневника   якутского   студента,   знакомого   Драверта   Д.И.    Тимофеева, задокументировавшего  рассказы  тунгусов  и  якутов.  "Когда остановишься на ночлег, растянув палатку, - писал Д.И. Тимофеев, - разведешь костер,  сидишь за  ужином,  мюлен  подкрадывается  к  тебе  между  кустами,  как осторожный охотник,  вооруженный  луком,  иногда  камнями...  Ростом  он  ниже среднего (другие  говорят  -  выше).  Волосы  совсем  не стрижены, большая часть лица покрыта шерстью. Одежда у него  из звериной шкуры, шерстью наружу.  На ногах -  нечто  похожее  на  торбаса  (вид  северной меховой обуви); вокруг головы натянута лента,  представляющая головной  убор. Вооружение  - лук.  На поясе привешен  нож.  Имеет  огниво.  Язык  производит отдельные нечленораздельные звуки.  Подкрадываясь  к  ночлегу  путешественников  или  к  чуму   туземных жителей, мюлен  обстреливает их  из лука  или бросает  камни. Истратив запас стрел,  убегает.  Предполагают,  что  мюлены  живут в пещерах". Очень похоже описан и народ чучуна - обитатели северных хребтов.

Из собранных Тимофеевым сведений Драверт выделял как  необъяснимые особенности  привычку  диких  людей  издавать перед нападением оглушительный свист,  который  производит  ошеломляющее  впечатление  на человека, а также отсутствие  в  рассказах  упоминаний  о  "семейной"  жизни мюленов и чучуна. Никто не встречал  их поселений, женщин  и детей. Описывались  только редкие случаи похищения туземных женщин дикими охотниками.

Переданная  Дравертом  в   иркутскую  редакцию  журнала   "Будущая Сибирь"  статья  вызвала  большой  переполох.  Дабы  застраховать  себя   от недоуменных  писем  читателей  и   возможной  негативной  реакции   властей, редакция  в  этом  же  номере  журнала  поместила  "нейтрализующую" рецензию этнографа  Гавриила  Васильевича   Ксенофонтова.  Отстаивая   мифологическое происхождение этих историй, Г.В. Ксенофонтов, тем не менее, приводит  весьма реалистические  рассказы   местных  жителей,   например,  65-летнего   якута Афанасия Винокурова: "Чучуна  снимает шкуру с  дикого оленя целиком,  как мы сдираем шкуру с зайца, и натягивает  на себя. Когда высохнет шкура и  начнет сжимать его  тело, он  заводит такую  же новую  одежду. Говорят, он, подобно медведю, роет себе  нору в земле.  Люди редко встречаются  с ним, но  всегда видят его  убегающим. Он  будто бы  бегает с  быстротой летящей птицы. Ходит всегда  один,  при  виде  человека  убегает".  Но  основной  вывод  Гавриила Васильевича:  чучуна  и  мюлены  -  это  духи гор, тайги и тундры, персонажи фольклора, не имеющие под собой никакой фактологической основы.

В  1975  году  в  Москве   вышла  книга  этнографа  И.С.   Гурвича "Таинственный чучуна. История  одного этнографического поиска".  Автор после долгих описаний свидетельств очевидцев приходит  к выводу, что чучуна -  это волею судьбы  заброшенные в  Якутию чукчи.  По его  версии, встречи с дикими людьми  в  якутской  тундре  и  тайге  вплоть  до конца 50-х годов во многом объясняются   появлением   в    этих   местах    отверженных   одиночек    - охотников-зверобоев с  Чукотки. Оказывается,  пропавших охотников  некоторое время  ждали,  но,  когда,  по  всем  расчетам, сроки спасения проходили, их "хоронили", и обратный путь в племя им был заказан.

Якутский ученый Семен Николаев (Якутск) утверждает, что чучунаа  - "самый примитивный палеоазиат Сибири,  веками уходивший от наседающей  с юга цивилизации, ныне полностью истребленный".

Материальных  доказательств  существования  снежного  человека  не существует. Пока не существует?

Похожие статьи: