Бог и бес живут в разных отделах нашего мозга
За утилитарный расчёт и моральные ценности в нашем мозгу отвечают разные зоны. И если какой-нибудь принцип попадает в ведомство «ценностногоучастка мозга, то его нельзя будет приобрести ни за какие средства.
Активность «утилитарных(зелёные) и «моральных
За утилитарный расчёт и моральные ценности в нашем мозгу отвечают разные зоны. И если какой-нибудь принцип попадает в ведомство «ценностногоучастка мозга, то его нельзя будет приобрести ни за какие средства.
Активность «утилитарных(зелёные) и «моральных(красные) зон мозга (иллюстрация создателей исследования).
Соотношение меж моралью и прагматизмом в поведении человека — предмет философского спора, длящегося не одно столетие. Что в действительности происходит у нас в голове, когда мы сталкиваемся с искушением совершить аморальный поступок? Прагматики и утилитаристы произнесут, что наш мозг в этот момент прикидывает, как на счётах, все возможные плюсы и минусы. От совершения убийства нас защищает кошмар попасть в тюрьму или, допустим, вечно пылать в адском пламени. И то и другое — суждения довольно практического характера. Другая точка зрения говорит о некоей трансцендентной сакральности похожих запретов. Согласно этим воззрениям, наши моральные ценности не имеют ничего общего с утилитарным, рыночно-базарным мышлением.
В некий момент на эту делему должны были навести внимание нейрофизиологи, для которых изобретение магнитно-резонансной томографии стало поистине божьим чудом. Исследователи из Института Эмори (США) обрисовывают в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B опыт, в процессе которого 27 дам и 16 юношей должны были сделать несколько ценностных суждений; естественно, активность их мозга оценивалась в этом момент средством фМРТ. Среди утверждений, предложенных подопытным для оценки, были не только религиозные максимы, ну и стопроцентно невинные замечания («Вы любите конфеты M&M’s всех цветовт. п.), также суждения общеморального характера («Вы считаете, что в торговле детьми нет ничего предосудительногои т. д.).
После этого наступала 2-ая — важная — часть опыта. Его участникам предлагали «сделку с дьяволом»: они должны были подписать бумагу, где утверждалось нечто противоречащее их убеждениям. Другими словами нужно было закрепить на бумаге своё согласие, например, с тем, что детьми можно торговать, хотя до сих пор испытуемый категорически с этим не соглашался. Взамен он получал некоторую сумму и саму подписанную бумагу. Таким образом, никто, не считая него (не считая «высших сил»), не мог узнать о сделке с совестью. Грегори Бернс, один из соавторов статьи, говорит, что затея с подписью была очень удачной: по другому в лабораторных аспектах было бы фактически нереально отыскать механизм выбора.
Оказалось, что за мораль и прагматизм у нас отвечают разные участки мозга. Если человек ставил свою подпись в обмен на некий денежный выигрыш (в границах 100 баксов), аппарат регистрировал активность тех зон мозга, о которых уже было понятно, что они отвечают за вычисление выгоды, полезности, рентабельности той или другой стратегии поведения. Когда же испытуемый никак не мог подписать предложенное, у него возбуждались вентролатеральный участок префронтальной коры, который, как считается, втянутьён в абстрактное мышление, также височно-теменная спайка, включающаяся при необходимости морального выбора.
Другими словами, некоторые наши принципы и ценностные установки и впрямь не имеют цены: ими управляют те зоны мозга, которые вообще не оперируют представлениями о выгоде или убытке.
Выходит, что библейские ангелы и бесы принципиально не могут вести спор за нашу душу — то, что может быть продано, и так уже принадлежит дьяволу, а за то, что не может быть продано, бесполезно предлагать какую угодно высшую цена. Есть, вобщем, один узенький вопрос: могут ли ценности переходить меж ведомствами выгоды и морали? В дальнейшем исследователи как раз и хотят выяснить, имеет ли место динамика в работе этих мозговых отделов, зависящая от времени, публичного окружения и т. п.
Для психологов эти результаты имеют принципное значение, но в каждодневной жизни они вряд ли пригодятся: не будешь же засовывать собственных знакомых в томограф, чтобы узнать, готовы ли они воплотить тебя при первой же возможности. С другой стороны, большие перспективы могут открыться перед тем, кто сумеет протолкнуть на высший уровень такой воистину инновационный способ проверки патриотизма и преданности управлению.
Подготовлено по материалам Института Эмори.
Оставить комментарий