Социальные сети существовали еще среди людей в возрасте, говорят ученые

Примитивные системы межличностных связей, схожие с современными соц сетями, есть среди современных аборигенов, чей уровень развития не изменялся с позднего каменного века, что указывает на возможность развития современных "версий" альтруизма Примитивные системы межличностных связей, схожие с современными соц сетями, есть среди современных аборигенов, чей уровень развития не изменялся с позднего каменного века, что указывает на возможность развития современных "версий" альтруизма и взаимовыгодного сотрудничества еще у людей в возрасте, говорят американские антропологи в статье, размещенной в журнале Nature. Дама из племени хадза отвечает на вопросы антропологов © Фото: Coren Apicella "Мы отыскали, что поведение современных людей в компьютерных соц сетях соответствует тому, как ведет себя население земли в протяжении всей своей истории - не только до рождения "Фейсбука", ну и до появления сельского хозяйства", - растолковал один из участников группы Джеймс Фоулер (James Fowler) из института штата Калифорния в городе Сан-Диего (США). Группа ученых под управлением Николаса Кристакиса (Nicholas Christakis) из Гарвардского института (США) провела несколько стандартных тестов на альтруизм и взаимовыручку в нескольких стоянках народности хадза - 1-го из последних из на данный момент имеющихся племен охотников-собирателей, так и не "покинувших" каменный век. Эта группа первобытных людей обитает в районе озера Эяси в северной части Танзании, неподалеку от местности муниципального парка Серенгети. Несмотря на проникновение цивилизации, хадза продолжают вести кочевой образ жизни, добывая себе пропитание при помощи лука, стрел и копий. Все базовые награды цивилизации - сельское хозяйство, скотоводство и строительство постоянных жилищ - остаются чуждыми для этого народа. На первом шаге опыта Кристакис и его коллеги провели два соц опыта среди 17 бродячих групп хадза, обитавших в районе озера в 2010 году. Во время первого из их антропологи спрашивали у каждого члена обществ, с кем из их знакомых они вожделели бы охотиться в одной компании в следующем сезоне. Это позволило им выстроить примерную схему связей меж членами племени в целом и в группах, в каких они находились тогда. Позже антропологи попробовали найти причину механизм формирования взаимосвязей при помощи классической ролевой игры на альтруизм. В процессе этого опыта ученые выдавали своим подопечным несколько медовых палочек, которые те могли кинуть себе или положить часть из их в общий "фонд" племени. Когда все участники игры делали свой выбор, исследователи подсчитывали палочки в фонде, утраивали их количество и разделяли их поровну меж играющими хадза. Такой формат игры предполагает появление нескольких групп участников - от "альтруистов", жертвующих гигантскую часть палочек, до "эгоистов", приберегающих все запасы сладостей для себя. Через несколько раундов игры среди участников сформировалось несколько тесно связанных групп "альтруистов" и "дармоедов", схожих с похожими образованиями в схожих играх, которые проводятся среди жителей развитых стран. В целом, доисторическая соц сеть во многом напоминает устройство современных "цивилизованных" обществ - сила связей зависела от родства участников сети, схожести их возраста, интересов и публичного положения. При всем этом шансы на существование связи меж 2-мя членами племени уменьшались с ростом географического расстояния меж ними. "Мы изучили обретенные данные при помощи множества различных приемов. 10-ки методик, которые употребляются социологами для сравнения соц сетей, показали, что хадза ничем не отличаются от нас", - заключает Кристакис.

Похожие статьи: