|
Индийские зоологи сообщили о результатах двухлетнего исследованиях диеты и повадок снежного барса, а также отношения к нему местного населения. В Индии этот зверь, занесенный в Красную Книгу, частенько нападает на домашнюю скотину. Выяснилось, что отношение и без того небогатого местного населения к барсу не связано с величиной наносимого хищником ущерба. Местный крестьянин относится к зверю тем хуже, чем хуже его материального положения и чем менее разнообразны его заработки.
Снежный барс, или ирбис, обитает в высокогорных районах Азии. Он был описан в 1775 году, а уже через двести лет занесен в Международную Красную Книгу, став во многих странах редчайшим зверем. После начала интернациональной кампании по сохранению этого красивейшего хищника численность его увеличилась с одной тысячи примерно до пяти. Однако увеличение численности не должно усыплять бдительности исследователей: в настоящее время работы по снежному барсу направлены в основном на изучение его образа жизни, повадок и социальных аспектов природоохранной деятельности. Дело в том, что в тех районах, где созданы или остались относительно приемлемые для ирбисов условия, численность хищников выросла, и они стали наносить ощутимый экономический вред местному населению. В результате местное население жалуется правительству, что к животным (хоть и «краснокнижным») проявляется больше внимания, чем к людям (вообразите, какие жалобы могли бы подать правительству сами ирбисы!).Индийские исследователи Багчи (Sumanta Bagchi) и Мишра (Charudutt Mishra) — самый знаменитый на сегодняшний день исследователь снежных барсов — задались вопросом: как учесть интересы обеих сторон? Работа проводилась на базе Индийского национального фонда охраны природы и Университета в Сиракузах (США). В качестве модельного участка ученые исследовали один из районов в предгорьях Гималаев суммарной площадью около 50 кв. км. На этом участке они оценили плотность диких копытных — естественной добычи барсов, определили меню хищников (сколько и каких животных потребляет местная популяция барсов) и, опросив население, установили реальный ущерб, наносимый поголовью домашнего скота.
Кроме того, пользуясь простейшей шкалой, ученые оценили отношение местных жителей к снежному барсу и к природоохранным правительственным мерам. Исследования велись в течение двух лет, за это время ученые должны были отыскивать среди скал и на горных хребтах останки пойманных барсом животных. Именно таким способом обычно определяют пищевые пристрастия крупных хищников, однако в случае со снежным барсом этот поиск осложнялся труднодоступностью и суровостью его местообитания: барс предпочитает сухие, холодные, ветреные высокогорья.
Снежный барс в целом вел себя предсказуемо: нападал на домашний скот в весенне-летне-осенний период, когда животных выгоняли на пастбища. В зимние же стойла эта крупная кошка не наведывалась. Кроме того, в тех районах, где диких копытных больше, в диете хищника оказалось меньше домашних животных: 40% в одной деревне и 60 % — в другой. То есть дикий хищник всё же предпочитает свою исконную добычу и на легкодоступный домашний скот нападает только по необходимости.
|
А вот отношение местных жителей к барсу оказалось весьма неожиданным. Выяснилось, что их негативное отношение не связано с величиной наносимого хищником ущерба. Там, где случаи нападения были более часты (барс уничтожал примерно 1,2 животного в год в расчете на семью), жители относились к барсу в среднем лучше и говорили, что поддерживают правительственные программы по сохранению диких животных. Там же, где ущерб оценивался ниже (0,68 домашнего животного в год на семью, что составляет примерно половину доходов на одного человека в год), отношение жителей и к барсу, и к правительственным мерам по его сохранению было негативным.
Багчи и Мишра выяснили, что отрицательное или положительное отношение жителей зависит от их образа жизни. Там, где единственным источником выживания местного населения (кстати сказать, крайне скудно существующего) является скотоводство, жители рассматривают барсов как соперников, а в тех районах, где есть еще и земледелие, к дикому хищнику относятся благосклоннее.
При этом ни в одном из районов местным жителям не приходит в голову преследовать барсов или охотиться на этих незваных потребителей их скудных богатств. Жители говорят, что религия и традиции им этого не позволяют. И это при том, что шкура снежного барса стоит на черном рынке до $60 тыс. — доход половины индийской деревни за год! Что уж тогда говорить о сохранении снежных барсов, например, в Казахстане, где убить барса считается особой охотничьей доблестью, или в Китае, где шкура зверя идет на черный рынок, а внутренности используются в народной медицине.