О волосатых созданиях полуобезьянах-полулюдях давно поступают сообщения то из Сибири, то с Гималаев, то с запада Северной Америки. Что стоит за легендами о «снежном человеке»? Международное общество криптозоологии в Тусоне, штат Аризона, насчитывает всего около трехсот членов, но является объектом постоянных ядовитых насмешек прессы из-за необыкновенной деятельности этой организации. «Криптозоология
О волосатых созданиях полуобезьянах-полулюдях давно поступают сообщения то из Сибири, то с Гималаев, то с запада Северной Америки. Что стоит за легендами о «снежном человеке»? Международное общество криптозоологии в Тусоне, штат Аризона, насчитывает всего около трехсот членов, но является объектом постоянных ядовитых насмешек прессы из-за необыкновенной деятельности этой организации. «Криптозоология изучает необычные живые существа, говорит секретарь общества антрополог Ричард Гринуэлл. Она также изучает всякого рода информацию о поразительных созданиях, неизвестных науке». Короче говоря, Гринуэлл и его товарищи по обществу верят в монстров. А допустить существование «китайского дикаря», или, как его еще называют, «Бигфут», значит подвергать себя острым насмешкам людей, напрочь лишенных романтичной жилки.
Большая часть обывателей начинают верить в непередаваемое только после тщательного исследования и проверки учеными фактических материалов. Криптозоологи молвят, что за последнее время открыт целый ряд новых видов животных. Среди их карликовый слон, обитающий в Центральной Африке, по величине он составляет третью часть обыденного слона, и онза очень свирепая разновидность горного льва, о которой уже давно ходят легенды среди мексиканских фермеров. Другими примерами до недавних пор неизвестных представителей дикой природы являются карликовый гиппопотам, белый носорог, большая панда и дракон комодо. «Есть доказательства, что эти животные есть не в воображении, говорит Ричард Гринуэлл. Так почему не может быть еще более загадочных созданий?» Три вида диких созданий более других привлекают внимание людей. Может быть, из-за того, что очевидцы обрисовывают их полулюдьми-полуживотными.
Эти существа известны под различными наименованиями: «Большая нога» (по-английски «битфут»), «саскуоч», «Йети», «снежный человек», «китайский дикарь» Только немногие ученые проявляли достаточно грозный интерес к сообщениям очевидцев об этих животных, пока не так издавна не появились новые сведения из совершенно неожиданного источника
Китайский дикарь.
Есть сведения, что в течение многих веков на глаза китайским крестьянам попадалось существо, названное ими «йерен». Человекоподобный примат «йерен» (или «китайский дикарь») достигает фактически двухметрового роста, он способен изготавливать орудия труда и плести корзины. Сотки случаев, когда крестьяне в центральной части Китая видели это существо, остались без внимания. До конца 80-х годов западные ученые не имели доступа в малонаселенные лесные массивы, где китайские исследователи накопили богатейший фактический материал об этом существе. Но позже 6 стран, включая Великобританию и США, организовали отлично оснащенную экспедицию и отправили ее в этот регион, чтобы изучить материалы и, если повезет, взять для анализа какие-либо вещественные доказательства существования «китайского дикаря», например, пучок его волос.
Среди тех, кого удалось убедить поехать в Центральный Китай для этой цели, были доктор антропологии института штата Огайо Джин Пуарье и Ричард Гринуэлл. То, что они отыскали там, оказалось самым волнующим открытием в их жизни. Сам Пуарье отправился в экспедицию без особого энтузиазма. Будучи известным ученым, он скептически относился ко всем сообщениям о похожих созданиях. Но его сотрудничество с англичанином Гринуэллом в течение 2-ух лет исследований дало замечательные плоды. В экспедиции приняла роль независимая телесъемочная группа из Лондона во главе с Джералдин Истер.
Фактическим доказательством существования лесного собрата гималайского «снежного человека» послужили волосы, подобранные фермерами, которые видели странное существо на своей земле. Сначала ученые из шанхайского института Фудан пришли к выводу, что эти волосы не принадлежат ни человеку, ни обезьяне. Позже их волосы выслали в институт штата Огайо и в Бирмингемский институт. Результаты анализа, проведенного сотрудниками отдела космических исследований и физики под управлением доктора Ранджита Сохи, были объявлены в ноябре 1990 года. Заключение английских и американских ученых полностью подтвердило выводы их китайских коллег. Волосы принадлежали существу, которое не было ни человеком, ни обезьяной А это фактически доказывало существование «китайского дикаря».
Ученые продолжили анализ структуры хромосом волос, и доктор Пуарье заявил: «Нами установлено, что это животное не подпадает ни под одну из известных категорий. Это 1-ое свидетельство существования нового высшего примата». Последнее открытие в Центральном Китае позволяет сделать вывод, что существо, названное гигантопитеком и существовавшее, как считают ученые, полмиллиона лет назад задолго до человека смогло выжить в очень удаленных от цивилизации районах. Во многих местах в Китае, во Вьетнаме и Индии были найдены челюсти и более тысячи зубов этого старенького «человека-обезьяны». Джералдин Истер утверждает: «Китайский дикарь» либо существо, о котором мы ничего не знаем, либо гигантопитек, которому каким-то образом удалось одному избежать вымирания в этих районах. Он был современником медведей панд, а панды выжили«.
Подтверждают очевидцы.
В 1981 году в провинции Хубей было образовано научно-исследовательское общество по исследованию «китайского дикаря». Вот некоторые из показаний очевидцев, собранных обществом. Деньком 19 июня 1976 года Гонг Юлан, крестьянка из деревни Кунли, отправилась с четырехлетним ребенком в горы, чтобы порезать травы для свиней. Поднимаясь по тропинке меж 2-мя склонами, она вдруг увидела, как в шести-семи метрах от нее бурое существо чешет спину о дерево. Когда это существо увидело Гонг Юлан и ее малыша, оно бросилось к ним. Испуганная Гонг удрала вниз, под гору, а позднее описала это существо исследовательской группе. По ее словам, оно было выше взрослого человека, ростом примерно 180 см. Волосы на голове относительно длинные, руки и ноги покрыты волосами. Существо передвигалось вертикально, как человек, большими шагами. Оно было мужского пола, достаточно ужасное. Когда ей показали фотографию орангутанга в вертикальном положении, Гонг произнесла: «Оно смотрелось непосредственно так». Поглядев на фотоснимки медведя, она плохо покачала головой.
Жу Квокьянг, скотовод из Хилонга, уезд Фангсян, дал следующие показания: «16 июня 1974 года я пас 4 быков на горных пастбищах Лонгдонгту, когда вдруг столкнулся лицом к лицу с существом, похожим на человека, но покрытым бурой шерстью. Я направил на него ружье, но оно ухватилось за ствол. Я начал вырывать ружье, но не мог вызволить его. Тогда я выстрелил бездумно, но промахнулся. Существо открыло пасть, состроив угрожающую гримасу и обнажив желтые зубы. Зубы были как у человека, только чуть шире. От страха у меня подкосились ноги. Три мои быка убежали, но большой черный бык, который ранее нападал на людей, фыркнул и бросился на это существо. Оно отпустило ствол моего ружья и убежало». В горах Куэн-Лунь в северо-западном Китае поначалу 1950 года Фан Джинткван работал в составе геологической партии министерства тяжеленной промышленности.
За два года работы по договору он познакомился со многими местными жителями, которые не только видели, но даже кормили дикарей. Фан уговорил 1-го старика сводить его в каштановую рощу, где обитали эти существа. Вот его рассказ: «Как и ожидалось, появилось существо. Это была самка ростом более 160 см с детенышем. Может быть, потому что моя одежда отличалась от одежды старика, она отнеслась ко мне с некоторой опаской. А детеныш бесстрашно подбежал к старику, чтобы взять у него каштаны. Мать позвала его. Это был звук, отдаленно напоминавший крик не то лошади, не то осла».
«Жанг Юджин из поселка Хонгта гласил, как они однажды убили дикаря: «Когда мне было 18 лет, я служил в гоминьдановской армии. Весной 1943 года меня в составе группы из 50-60 боец выслали на охоту. Мы набрели на домик в горах. Обладатель произнес нам, что в горах за домом полдня кричало какое-то животное. Уездный комендант, возглавлявший нашу группу, дал приказ мне и еще 30 бойцам взять три пулемета и окружить это место. Когда мы пришли туда, то узрели не одно, а два существа. Одно из их сидело низко опустив голову и плакало. Другое ходило вокруг первого и периодически трогало его. Мы в течение получаса наблюдали за ними, позднее открыли огонь. Тот дикарь, что ходил, слету удрал, а другой упал замертво. Осмотрев его, мы отыскали, что это самец ростом с человека и все его тело покрыто бурыми волосами».
В рассказах о плачущих дикарях много общего. Лю Джикван гласила, как в 1942 году выставили на всеобщее обозрение пару пойманных дикарей: «Мне было тогда 13 лет, и я пошла центр города, чтобы поглядеть на диковинных чудищ, пойманных солдатами-миньдановцами и скованных цепью. Это были самец и самка. Их головы были краснее человеческих, с плеч свисали волосы, самки были большие груди, а у самца по щекам катились слезы. Мы дали им кукурузный початок, и они его съели».
В достоверности таких показаний просто усомниться. Большая часть очевидцев крестьяне, и за давностью лет их рассказ вызывают подозрение в некоторых искажениях правды. Но недавние экспедиций вглубь Китая носили чисто научный характер. Не так издавна факультет биологии Хуадонского института организовал несколько экспедиций, которые отыскали следы ног дикарей, пещеры, волосы и «гнезда» необычные сплетенные из веток сооружения, временами целыми десятками сосредоточенные в одном месте. Предполагается, что это жилища дикарей.
Снежный человек.
«Китайский дикарь» заинтриговал западных ученых только в последние годы. Но в Гималаях живет существо, о котором впервой стало понятно на Западе еще в 1832 году. Любитель приключений англичанин Б. Г. Ходтсон поселился высоко в горах вместе с непальцами и писал домой о высоком человекообразном существе, покрытом густой шерстью. В Британии считали, что обладавший богатым воображением путешественник ошибочно принимал за человекообразное существо бурого гималайского медведя или, может быть, крупную обезьяну лангур. Но Ходтсон в научном журнале описал, как носильщики-непальцы в ужасе бежали от стоящего вертикально бесхвостого существа с лохматой шерстью, которое направилось к ним. Они называли его «ракшас», что на санскрите означает «демон». Непальцы произнесли Ходтсону, что упоминания о таких дикарях восходят к четвертому веку до новой эры.
Через полвека другой англичанин, майор мед службы индийской армии Лоуренс Уодделл, произнес о том, что видел необычные следы, типо «оставленные одним из волосатых людей, живущих в бесконечных снегах». Он отыскал эти следы на высоте около 6 тысяч метров в северо-восточном Сиккиме. В своей книге «В Гималаях» он писал: «Тибетцы все поголовно верят в эти существа. Но никто из опрошенных по этому вопросу так и не привел мне ни 1-го достоверного случая». Уодделл пришел к выводу, что волосатые дикари это просто желтые снежные медведи-хищники, которые часто нападают на яков.
Следующее письменное сообщение об обнаружении поразительных следов относится к 1914 году. Англичанин Дж. Р. П. Джент, лесничий из Сиккима, написал, что нашел следы очень необыкновенного огромного существа. Подобные сообщения вызвали всеобщее любопытство, и в 20-30-е годы в горы устремился целый поток путников. Они добыли еще больше сведений об необыкновенном «йети». Непосредственно в это время один газетный репортер назвал это существо «страшным снежным человеком».
Непальские крестьяне, тибетские ламы, шерпы ведали, что «йети» всегда жили у снежной кромки, отделяющей лесные массивы от ледников. Эти рассказы очевидцев очень противоречивы. Одни молвят, что животные достигают четырехметрового роста и очень подвижны. Другие молвят, что они значительно ниже, ходят вразвалочку, с высоко поднятой головой, очень размахивая руками. Сельские жители молвят, что снежные люди ведут себя осторожно и приближаются к человеческому жилью, только когда их к этому вынуждает голод. Едят они в основном мышей и лишайник, свою добычу, перед тем как съесть, потрошат, что присуще только человеку. По словам сельчан, в случае опасности «йети» издают громкие лающие звуки. Но это все рассказы местных жителей о «снежном человеке». А где же доказательства его существования?
От слухов к доказательствам.
В 20-х годах нашего века от жителей Якутии поступило сообщение, что в местных лесах появился «чучунны» (якутское название дикого человека, означающее «отверженный»). Это существо собирало ягоды и обеими руками засовывало их в рот. Один из местных жителей гласил: «Заметив нас, он выпрямился в полный рост. Он был худощав и очень высок, более 2-ух метров. Одет в оленью шкуру. На голове копна нечесаных волос. Очень длинные руки. Лицо как у человека, но лоб узкий и нависает над глазами как козырек. У него широкий мощнейший подбородок, значительно крупнее, чем у человека. Он вдруг бросился наутек. Бежал он очень быстро, подпрыгивая через каждые два шага. Он был бос».
Как достоверны подобные сообщения? Найти значимые доказательства существования «снежного человека» было очень тяжело. По слухам, в тибетских монастырях хранились скальпы, шкуры и даже мумии тел похожих созданий, но западным ученым не удавалось заполучить эти ценные вещественные доказательства, чтобы произвести нужные анализы.
В 1921 году полковник Ч. К. Говард-Бери первым из европейцев увидел реального живого «йети» Полковник возглавлял английскую экспедицию на высочайшую вершину мира Эверест. Во время восхождения на высоте около 7 тысяч метров альпинисты узрели группу поразительных созданий. Они решили, что это, должно быть, «дикие снежные люди». Подойдя к тому месту, где находились странноватые существа, альпинисты узрели на снегу огромные следы. «Каждый отпечаток был в три раза больше человеческой ступни». Возвратившись в Англию, Говард-Бери изучил литературу по «дикому человеку» Гималаев. Он вызнал, что тибетцы стращали этим большущим диким зверем собственных непослушных детей.
Говард-Бери гласил: «Детям внушали: для того чтобы страшилище не поймало их, необходимо быстро бежать вниз с горы. Тогда его длинные волосы упадут ему на глаза и оно не сможет их увидеть». Он также вызнал, что самкам «йети» очень мешают груди огромных размеров. Один из альпинистов подтвердил это, заметив: «Мы преследовали 2-ух самок йети, и груди у их были такие большие, что для того, чтобы наклониться, им приходилось забрасывать груди за спину».
Весной 1925 года английский фотограф Томбази смотрел одно из этих редких животных на леднике Зему. Так как он состоял членом Королевского географического общества, его информацию все восприняли серьезно. Джон Напиер в своей книге «Большая нога» (это название позже укоренилось за обезьяноподобными созданиями Северной Америки) приводит следующие слова Томбази: «Вне всяких колебаний, его фигура очень напоминала человеческую. Будучи темного цвета, она правильно вырисовывалась на фоне белого снега. Как я мог разглядеть, на нем не было никакой одежды. Через несколько минут существо скрылось в густом кустарнике. За это короткое мгновение я, к огорчению, не успел воспользоваться фотоаппаратом с телеобъективом или хотя бы рассмотреть его лучше через бинокль. Но во время спуска я специально сделал крюк, чтобы пройти по тому месту, где увидел этого человека или зверя. Я внимательно осмотрел следы, которые правильно выделялись на снегу».
В 1936 году экспедиция Рональда Каулбека подтвердила, что на гималайских склонах встречаются многочисленные загадочные следы. Через год Фрэнку Смиту удалось сделать 1-ый фотоснимок следа «йети». Ситуация поменялась 8 ноября 1951 года, когда альпинисты Эрик Шиптон, Майкл Уорд и Сен Тенсинг совершали восхождение на горную гряду Гаури Санкар. На леднике Мен-Лунг они набрели на совершенно четкие отпечатки очень странных следов. Следы были оставлены существом с пятью пальцами на ступнях, один из которых был еще более других. Фотографиям и безупречным заниям опытного следопыта Шиптона просто нереально было не поверить. В конце концов неприступный Эверест подчинился новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпу Тенсингу Норгею. Хотя Хиллари тоже отыскал большие следы, он по-прежнему не верил в существование «йети». Но несколько позже новозеландец отправился в экспедицию, целью которой были поиски «йети» и исследование возможности адаптации человека к жизни на очень больших высотах. Из этой экспедиции сэр Эдмунд возвратился со скальпом «снежного человека» в руках, который он нашел в Хумьюнгском монастыре. Сенсация выдержала недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы.
Сенсация выдержала недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы. В 1957 году экспедицию в Гималаи снарядил техасский нефтяник Томас Слик. Его группа наткнулась на следы, оставленные, по словам непальских фермеров, «йети», которые убили в этом районе пятерых человек. Ну и эта экспедиция так и не отыскала «снежного человека».
Более доступными и во многом более загадочными оказались леса и горы западного побережья Северной Америки. В этой дикой местности тоже появляются загадочные животные. Одно из их встречается людям чаще других. Его называют «Большая нога» («бигфут»). 1-ые сообщения о человекообразных животных в Северной Америке начали поступать еще поначалу XIX века. Краснокожие ведали белым поселенцам о волосатых созданиях, обитавших в лесах. По их словам, они достигали 2-ух с лишним метров в высоту, имели сильную грудь и широкие плечи, у их фактически отсутствовала шея. Первым европейцем, обнаружившим признаки таинственного существа в виде огромных следов ног, был исследователь Дэвид Томас. Вышло это поначалу XIX века близ Джаспера, провинция Альберта.
В 1851 году появилось 1-ое газетное сообщение о невиданном существе. Удивительно, но оно поступило не с западного побережья, откуда в дальнейшем в основном и сообщалось о «бигфуте», а из округа Грин, штат Арканзас. Было сделано предположение, что это «существо, имевшее неоспоримое сходство с человеком», и было человеком, одичавшим «после разрушительного землетрясения в этом регионе в 1811 году». «Бигфут» был увиден, когда он преследовал домашний скот.
Президент Теодор Рузвельт, определенный охотник, в 1903 году гласил о нападении таинственного существа на 2-ух охотников в районе реки Салмон в штате Айдахо. В 1924 году произошла самая драматическая встреча с «бигфутом» из всех известных до сих пор. Однажды лесоруб Альберт Остман ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Вдруг его схватил большой «битфут» и, взвалив на плечо «как мешок картошки», около 3-х часов нес в свое логово. С рассветом Остман сообразил, что он оказался в плену у семьи «бигфутов» взрослых самки и самца и 2-ух детенышей. У него в мешке было ружье, которым он не вожделел воспользоваться, так как обезьяноподобные существа не причинили ему вреда, несколько банок консервов и другие съестные припасы. Этим он и питался, пока был в плену. Тем временем семья «бигфутов» собирала себе на прокорм молодые побеги еловых веток, сладкие травы и коренья. Лесорубу была предоставлена относительная свобода в границах равнины, где обитало дикое семейство, но за ним постоянно присматривали более 2-ух «бигфутов». В конце концов, заподозрив, что его похитили, чтобы сделать супругом детеныша-самки, Остман решил при первом же комфортабельном случае бежать. Он подсыпал отцу семейства в пищу нюхательного табаку и, пока тот бегал к реке, чтобы промыть пасть, скрылся. Всего Остман пробыл в плену у «бигфутов» целую неделю, но, боясь насмешек, еще некоторое время умалчивал о своем приключении. А когда все же поведал, оно показалось слушателям просто непередаваемым. Непередаваемым оно казалось до той поры, пока новые сведения не подтвердили наблюдений лесоруба.
Одна из любопытнейших встреч с «бигфутом» произошла в Британской Колумбии в 1955 году. Охотник Уильям Роу сидел в засаде, замаскировавшись в кустах, когда вплотную к нему приблизилась самка «бигфут». Большущее животное, ростом выше 2-ух метров и весом около полутора центнеров, не подозревало, что за ним наблюдают. Приблизившись к Роу, оно село под кустом, за которым он прятался. Это позволило охотнику смотреть за ним фактически в упор. Роу удалось отлично разглядеть форму головы «бигфута», лицо, волосы, фигуру, повадки и походку. Охотник был так поражен неожиданной встречей, что в растерянности забыл о своем фотоаппарате.
Позже он писал об этой встрече: «Видимо, существо в конце концов почуяло мое присутствие, так как взглянуло на меня прямо через просвет меж ветками. На его лице появилось выражение последнего удивления. Животное в этот момент смотрелось так комичным, что я не смог сдержать улыбку. По-прежнему оставаясь на корточках, оно непроизвольно сделало три-четыре шага назад, позже выпрямилось во весь рост и быстро зашагало туда, откуда пришло. Удаляясь, оно продолжало глядеть за мной через плечо, не из кошмара, как как будто не желая иметь дело с чем-то, что было незнакомо и непонятно ему». Роу признался, что какое-то мгновение колебался, не пристрелить ли ему это уникальное существо как доказательство его существования. Он даже поднял ружье и прицелился. Но выстрелить не смог. «Хотя я и называю его оно, я на данный момент чувствую, что это был человек. И я сознавал, что никогда не смогу простить себе, если убью его».
Реальный прорыв в охоте за «бигфутом» произошел 20 октября 1967 года. Роджер Патгерсон, прошедший ковбой и скотовод, и его друг краснокожий Боб Гимлин бродили по лесу в районе ручья Блафф Крик. Они вышли на поляну и за ручьем узрели, по их своим словам, самку «бигфут», бегущую вдоль берега. Патгерсон схватил свою кинокамеру и, пока животное не скрылось из виду, снял потрясающие кадры на 71 сантиметре цветной пленки. Позже двое друзей сняли следы, оставленные им. Отснятый дрожащей рукой кинофильм обошел весь мир, и большая часть экспертов признали его достоверность.