Многие бабочки слышат ультразвук. Это умение нужно им, как легко догадаться, чтобы уворачиваться от летучих мышей. Но и рукокрылые не остаются в долгу: в ответ на ультразвуковой талант бабочек они расширяют голосовой диапазон, используя такие частоты, которые находятся за пределами чувствительности их жертв.
Так шаг за шагом и идёт эта гонка вооружений. Но, как выяснили исследователи из Стратклайдского университета (Великобритания), одной из бабочек удалось обогнать хищников на несколько корпусов. В журнале Biology Letters они пишут, что большая восковая моль способна к восприятию 300 кГц. На таких частотах не может «вещать» ни одно живое существо. Стоит ли говорить, что большая восковая моль слышит абсолютно любую летучую мышь!Чувствительность слуха бабочки проверяли, регистрируя вибрации её барабанных перепонок и активность слуховых нейронов. Лучше всего насекомые реагировали на 80 кГц: именно такую частоту большая восковая моль использует для своих любовных серенад. Однако при 300 кГц барабанная перепонка бабочек продолжала вибрировать, а слуховые нейроны по-прежнему отзывались на этот сверхультразвук.
До сих пор самой «ушастой» бабочкой считался непарный шелкопряд, который знает, что такое 150 кГц. Некоторые летучие мыши могут слышать (и испускать) звуки частотой 212 кГц. Но большая восковая моль переплюнула оба рекорда.
Это открытие, по словам учёных, возможно, заставит пересмотреть представления о чувствительности слуха членистоногих. Наверное, мы просто недооцениваем их возможности. Так, известно, что богомолы и сверчки могут слышать ультразвук, но исследования на них проводились с использованием частот, не превышающих 150 кГц. Кто знает, вдруг сверхчувствительность к ультразвуку не такая уж редкость среди насекомых...
Другой вопрос, как этой бабочке удалось вырастить столь чуткие «уши», если в природе нет летучий мышей, кои могли бы переговариваться на таких частотах. Это выглядит несколько не по-эволюционному: что, если не хищник, заставило моль совершенствовать слух? А может, учёные недооценили голосовые возможности летучих мышей?
Однако Джеймс Виндмилл, руководивший экспериментами, предлагает другое объяснение. По его словам, подобной сверхчувствительности сопутствует способность различать близкие частоты. А это для бабочек весьма актуально, так как охотничьи сигналы летучих мышей разносятся примерно на тех же частотах, что и брачные песни самих насекомых.
Стоит также сообщить, что нижняя граница звуковой чувствительности восковой моли лежит в районе 20 кГц, то есть там, где находятся самые высокие частоты, слышимые человеческим ухом. И учёные теперь хотят выяснить, что за инженерная уловка помогает бабочкам работать со столь огромным диапазоном.