Многие динозавры - тероподы были травоядными

Известному палеонтологу и естествоиспытателю Жоржу Кювье часто приписывают утверждение, будто бы по одному когтю вымершего животного можно восстановить не только его облик, но и образ жизни. Говорил ли это Кювье на самом деле – большой вопрос, но далекие от палеонтологии люди нередко считают, что так оно и есть. На самом деле все гораздо сложнее. Даже по полному скелету вымершего животного не всегда можно с уверенностью определить, чем это существо питалось, было ли оно хищником или травоядным. Конечно, если из челюстей какого-нибудь динозавра торчат острые зубы-лезвия длиной в палец, то сомнений в том, что перед нами хищник, быть не может. Но что делать, если, например, челюсти вымершей рептилии представляют собой клюв? Или если форма зубов динозавра не позволяет однозначно отнести его к хищникам или травоядным?

Такая неопределенная ситуация сложилась сейчас в отношении целурозавров (Coelurosaurians), сборной группы динозавров – теропод, отличающихся, в основном, легким телосложением и небольшими размерами. Изначально всех теропод считали хищниками. Самыми известными и яркими представителями теропод были тираннозавр, дейноних, велоцираптор – несомненные хищники. Но по мере накопления информации и открытия новых видов тероподных динозавров, палеонтологи стали понимать, что не все так однозначно. Первыми травоядными тероподами были признаны теризинозавры (Therizinosauroidea) – надсемейство очень необычных двуногих динозавров с длинными верхними конечностями, пальцы на которых заканчивались огромными когтями. Сначала палеонтологи находили только эти когти и воображение ученых рисовало гигантских хищников, в несколько раз больше тираннозавра, вооруженных этими страшными когтями-саблями. Но когда были обнаружены черепа теризинозавров, то стало ясно – эти животные были травоядными. Их выдали зубы, форма которых явно свидетельствовала и питании растительностью.

Но остальных теропод все также "автоматом" записывали в плотоядные. Конечно, никто не подозревал мононикуса (Mononykus olecranus) или галлимимуса (Gallimimus bullatus) в том, что эти миниатюрные птицеподобные динозавры ели себе подобных, считалось, что они питались насекомыми или какой-то другой довольно мелкой добычей. Но теперь двое американских палеонтологов - Линдсей Занно (Lindsay Zanno) и Петер Маковицкий (Peter Makovicky) из Музея Филда в Чикаго (Field Museum, Chicago) высказали и обосновали предположение, что на самом деле среди целурозавров было множество травоядных.

Доступных для палеонтологов свидетельств питания растительной пищей не так много, но тем не менее, они есть. Это окаменевшее содержимое желудка и кишечника, наличие в желудке мелких камушков, служащих для перетирания пищи (гастролитов) и состав копролитов. Ведь если в том месте, где находился желудок динозавра, или в его копролитах находят растительные волокна, значит, динозавр ими и питался. А гастролиты, хотя и присутствуют в желудках многих хищников, у травоядных имеют значительно более округлую, окатанную форму. Палеонтологи из Музея Филда сопоставили эти несомненные свидетельства травоядности со строением челюстей и скелетов динозавров. Также в исследование были включены и современные птицы, которых авторы работы считают даже не потомками динозавров, а современными тероподными динозаврами (extant theropod dinosaurs). Исследователи сформировали определенный набор (около 30) признаков и с помощью математических и статистических методов рассчитали коэффициенты корреляции между наличием этих признаков и диетой динозавров.

Затем палеонтологи выяснили, у кого из целурозавров и в каких комбинациях присутствуют признаки, связанные с питанием растительностью. Ученые изучили около ста видов целурозавров и в итоге пришли к выводу, что более 40 из них были травоядными. По мнению исследователей, растительной пищей питались практически все представители орнитомимозавров (Ornithomimosauria), теризинозавров (Therizinosauria), овирапторов (Oviraptorosauria) и альваресзавров (Alvarezsauroidea). Несомненными хищниками оказались тираннозавры (Tyrannosauroidea), компсогнаты (Compsognathidae) и дромеозавры (Dromaeosauridae). Для части видов достоверные выводы сделать не удалось, в основном из-за отсутствия полных скелетов этих динозавров.

С детальными расчетами и обоснованиями выводов авторов можно ознакомиться в публикации, вышедшей в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Интересно, что травоядными оказались наиболее птицеподобные динозавры. Тем не менее, это вовсе не означает, что птицы произошли именно от них. Вполне возможно, что предками птиц были плотоядные формы, но после вымирания динозавров птицы заняли опустевшие экологические ниши и точно также адаптировались к питанию растениями, как до этого сделали их родственники – динозавры.

Накануне полиция Мамонтова задержала 20-летнего жителя Заринска, который пытался взломать магазин. Группа оперативного реагирования выехала на место происшествия после полученного сигнала тревоги из торговой точки подробнее на zarinsk.ru