Наши предки были большими умниками, а насчёт разумности Homo sapiens есть большие сомнения

Наши представления о Homo erectus и его образе жизни могут оказаться чересчур примитивными.

18.08.11 Недавние археологические находки в Средиземноморье показали, что наши пращуры ходили в открытое море по крайней мере 130 тыс. лет назад — более чем на 100 тыс. лет раньше, чем это сделал человек разумный.

Исследователи основывают свой вывод на анализе каменных орудий труда, найденных на Крите. Поскольку Крит был островом с незапамятных времён, любое присутствие там людей автоматически означает, что их можно по праву назвать искусными мореплавателями.

Руководитель группы Томас Штрассер из Провиденс-колледжа (США) отмечает, что артефакты изготовлены человеком прямоходящим, поскольку сильно отличаются от любых других, найденных на Крите, и наиболее близки к инструментам раннего каменного века, обнаруженным в Африке и изготовленным около 700 тыс. лет назад.

Датировку артефактов помог произвести геолог Карл Вегманн из Университета штата Северная Каролина (США). Его интересовал возраст критских пород в связи с землетрясениями, в которых по счастливой случайности были обнаружены некоторые орудия труда. По словам специалиста, эти породы образовались из древних песчаных пляжей. Сегодня они находятся в нескольких сотнях метров над уровнем моря, поскольку взаимоотношения Африканской и Евразийской плит выталкивают Крит прочь из моря со скоростью, слегка превышающей сантиметр в год (в 35 раз медленнее, чем растут ногти).

Этот процесс привёл к образованию террас на берегу моря. Чем ниже терраса, тем легче она поддаётся радиоуглеродной датировке по морским раковинам. Возраст самых нижних террас оказался равен 45–50 тыс. лет. Но артефакты находятся в нескольких десятках метров над этими террасами, а 50 тыс. лет — это предел радиоуглеродной датировки. Что же делать?

А вот что: раз геологи знают скорость, с которой растут террасы, можно просто измерить их высоту. Таким образом и была получена дата в 130 тыс. лет.

Что ж, наши предки (или, лучше сказать, родственники) действительно могли быть умнее, чем мы о них думали, но насчёт мудрости нашего собственного вида у некоторых специалистов есть большие сомнения. Вот уже 250 лет с лёгкой руки Карла Линнея мы называем себя Homo sapiens. Однако австралийский популяризатор науки Джулиан Крибб полагает, что, учитывая тот хаос, который мы несём в природные системы, подвергая опасности и их, и себя, нас надо лишить звания разумных существ.

Г-н Крибб напоминает об исследовании, которое в 2009 году показало, что люди должны установить себе нерушимые «планетарные границы», то есть пороги изменения климата, потери биологического разнообразия, химического загрязнения и пр., дабы избежать катастрофических последствий. По данным авторов того исследования, в этих трёх сферах человек зашёл слишком далеко.

«Да, это нарушит священные правила номенклатуры, но и будет важным признанием того, чем мы являемся на самом деле», — пишет «провокатор» в журнале Nature. Он не предложил другого наименования, полагая, что оно должно стать предметом международного обсуждения, в котором примут участие не только учёные.


По Криббу, так менялось представление человекообразных о своём месте в природе.

Специалисты назвали предложение глупым. «Надо принимать меры, а не играть словами», — подчёркивает, к примеру, климатолог Кен Калдейра из Института Карнеги (США).

Эллинор Мишель, исполнительный секретарь Международной комиссии по зоологической номенклатуре, поясняет, что изменить название вида не так-то просто. Она также напоминает, что это не первая попытка. В 2008 году её организация получила ходатайство от американской природоохранной группы Responsible Policies for Animals с предложением изменить название нашего вида на Homo complexus с акцентом на сложность (а не мудрость) как главную нашу черту. «Тревожно и одновременно забавно видеть похожее поползновение в уважаемом журнале Nature», — отмечает эксперт.

Гораздо более реалистично и корректно, полагает антрополог Бернард Вуд из Университета Джорджа Вашингтона (США), включить в наш вид неандертальцев как Homo sapiens neanderthalensis, а за нами окончательно закрепить статус подвида Homo sapiens sapiens. Это старая идея, и дискуссия на этот счёт далека от завершения, хотя наименования используются уже довольно широко.

Похожие статьи: