Муравьиха вырвалась из нежных объятий неугомонной прислуги и побежала наружу. Рабочие муравьи от неожиданности расступались, боясь повредить крылья девственной матки. Ведь самочке предстоит брачный сезон, в полёте, и кто знает, останется ли она в живых, создаст ли своё муравьиное государство? У рабочих муравьёв жизнь, всё-таки, гораздо стабильней.
Благополучно выбравшись из муравейника не без помощи «повивальных бабок», которым пришлось срочно искать решение проблемы «самка убегает», Муравьиха замерла в восхищении перед великолепным строением. «Неужели это мой дом?» – воскликнула будущая матка.Конусообразный купол представлял собой удивительную гармонию беспорядочного скопления кусочков соломы, деревянных частиц, семян злаковых трав, остатков плодов, зёрен, камешков. Нужно заметить, что купала других муравейников могут быть сооружены из другого материала, вполне однородного. В каштановых рощах, например, их выстраивают только из черешков каштановых листьев. Но принцип строительства служит одной цели – водонепроницаемости.
В капле воды муравей утонет, но даже сильному дождю не всегда удаётся размыть муравейник. Когда на купол полощет ливень, он становится прочнее, вода действует как смазка, подсохнув на солнце после дождя, крыша цементируется. Но конусообразный купол имеет нехорошее свойство проседать, поэтому муравьям-строителям всегда есть, что делать: притаскивать, укладывать, снова притаскивать всевозможный материал и снова укладывать. Они постоянно координируются, переговариваясь жвалами, куда и что нести, где и как класть. Потрясающе!
Муравьиха была горда строительством своего муравьиного дворца. Может быть, именно в этот момент, наблюдая за мастерством рабочих муравьёв, она мечтала о рождении парочки тысяч именно таких удальцов? Повеяло сыростью, приближался вечер, холодало, и Муравьиха в сопровождении «повитух» поспешила в покои. Там было гораздо теплее, градусов на пять, чем во дворе.
Муравейник, кроме водонепроницаемости обладает сохраняющими тепло свойствами благодаря тому же конусообразному куполу, который умеет поглощать солнечные лучи и сохранять солнечное тепло для обогрева муравьиного дворца. А внутри муравейника, под землёй, совсем другая красота. Коридоры, галереи, спутанные туннели, камеры – источенная почва напоминает губку. Настоящий лабиринт! И непрерывное движение – вереницы муравьёв бегают во всех направлениях. Если посмотреть на человеческий город с высоты птичьего полёта, нет, немного повыше, получится подобная картина. Если снимать на видеокамеру и немного ускорить фильм – что скажите?
Не муравьиная ли цивилизация – человечество? Пьер Гюбер, известный натуралист, исследуя муравьёв, восторгался порядком, слаженностью, а об усердии муравьёв известно давно. Учёный говорил, что, несмотря на то, что они работают, казалось бы, сам по себе, в итоге получается нечто целое, существуют между муравьями какие-то невидимые цепи, где каждое звено знает своё место, подтягивая предыдущее и подготавливая место для последующего. То есть всё у муравьёв продумывается. Не так ли и у людей?