Жизнь под замком

Надежда Дёмкина, журналист

Нарядная долина Луары может подарить замки на любой вкус: сказочные или загадочные, полные интриг или поэзии, с призраками или любовными легендами. Но надо потрудиться, чтобы отыскать такие, что рассказывают о настоящей, средневековой жизни реальных людей.

Во времена Возрождения многие старые замки, увы, были перестроены во дворцы. Так, роскошный замок Амбуаз, проект которого приписывают чуть ли не Леонардо да Винчи, — это целиком дитя итальянского Возрождения, и от крепости, известной с VI века, в нем ничего не осталось. Также были переделаны замки Юссе, Блуа, Шенонсо и многие другие. А дворцы XV века отличаются от средневековых замков, как готические соборы от своих ренессансных собратьев. Вот и получается, что мы будто подглядываем в замочную скважину в темную комнату, пытаясь хоть что-то увидеть во мраке Средних веков. Но занятие это небезнадежное…

Любовь

Лучше понять жизнь, которая протекала в уже исчезнувших стенах замков, помогают дошедшие до нас произведения средневековых авторов. Шесть поколений трубадуров поучали, что любовь — источник добродетелей, делающая мужчину доблестным, великодушным и утонченным. Влюбленный становился слугой своей дамы, слугой безропотным и не просящим о скором вознаграждении. Позднее именно эти отношения получили название «куртуазная любовь».

Писатели XII–XIII веков были убеждены: прекрасная наружность — это обязательно отражение внутренней красоты. Куртуазным красавицам полагалось иметь светлые волосы и кожу, удлиненный овал лица, маленький рот и голубые глаза. Подробно описывая лицо прекрасной дамы, влюбленный поэт редко опускал взор ниже ее шеи. Однако по немногочисленным исключениям можно понять, что в XII столетии мужчины предпочитали стройных женщин с тонкой талией, длинными ногами и маленькой грудью. В следующем столетии, когда в романах постепенно стали появляться реалистичные подробности, внимание влюбленных рыцарей стали привлекать более пышные формы.

Развлечения

Средневековый быт был прост и суров: холодно, грязно, темно, и если не шли войны — скучно. Войдем под своды замка Лош, служившего когда-то резиденцией Карла VII. Жизнь его в замке была довольно уединенной: в день король прослушивал три церковные службы. Храм, часовня, хотя бы маленький алтарь являлись обязательной частью каждого замка. Ежедневным развлечением была верховая езда, стрельба из арбалета и охота, псовая и соколиная. Охота служила не только для тренировки, но и для пропитания: мясо, особенно дичь, составляло основную пищу. Каши и овощи считались едой простолюдинов. Женщины тоже участвовали в охоте, к ней с малолетства приучали и детей.

Из дворцовых развлечений можно назвать игры в кости, шахматы (поле было не черно-белым, как сейчас, а бело-красным), в шары, в лапту (предшественницу нынешнего тенниса), «суль» (будущий футбол). Ну и, конечно, поединки благородных рыцарей — они порой заканчивались смертью соперников. Большие турниры всегда проводились на специально оборудованных площадках неподалеку от города. Для рыцарей это был не только способ собрать хорошую команду, с которой можно выступить в поход, но и возможность заработать. Турнир, организованный Карлом VII в честь Аньес, назывался «Опасная скала»: узкий проезд перегораживался таким образом, что прекрасная дама могла преодолеть преграду только с помощью рыцаря, а на той стороне он сразу же сталкивался с соперником, который вызывал его на бой.

Повседневность

Чтобы ближе познакомиться с ежедневной жизнью замка, перенесемся в Шинон. Здесь в 1428 году в Срединной крепости жил тот же Карл VII. Первый этаж 70-метрового крыла занимали «службы»: там хранилось вино, готовилась пища, был арсенал и помещения для слуг. Залы для знати всегда начинались со второго этажа, где располагалось несколько комнат, в том числе спальня.

Одной из главных проблем жизни в замке было сохранение тепла: огромные камины не согревали сырые помещения. Комнаты, особенно спальни, украшались коврами и гобеленами. Чем их больше, тем теплее, и тем богаче считался владелец. Однако даже короли перевозили свои спальни (т. е. все эти ковры) с собой из замка в замок, чтобы всегда быть в тепле.

Из предметов мебели самым дорогим была кровать. Украшавшие ее занавеси предохраняли от сквозняков, а также создавали иллюзию уединенности, ведь в той же комнате на лежанках спали слуги и свита. Спали без одежды, но в ночных чепцах, укрываясь подбитыми мехом одеялами. Самым распространенным видом мебели был сундук: он служил и шкафом, и скамьей, и столом. Тут же, у кровати, могла стоять деревянная ванна, а также ночные вазы. Специальная купальня и парная находились на первом этаже здания… Отдельные отхожие места строили при гардеробных (позднее стул с дыркой стали оббивать тканью в тон мебели). В Шиноне в западном флигеле сохранился и другой тип туалета: эркер расположили надо рвом с водой.

Обеды

Деревянная галерея соединяла покои короля с залом для ассамблей. Как правило, такой зал занимал весь этаж, в нем феодал вершил суд и принимал гостей. Освещался зал через большие окна, но это было исключение из правил, ведь через них уходило драгоценное тепло. К тому же стекло могли себе позволить только короли. Остальные довольствовались промасленным пергаментом или тканью. Освещением служили факелы, масляные лампы или сальные свечи. Зал легко превращался в обеденный: на козлы ставили доски, их накрывали скатертями, и вот уже слуги несут воду для мытья рук и салфетки.

За столом королю прислуживали дворяне. В буфете могла стоять парадная золотая и серебряная посуда, но ею редко пользовались даже при королевском дворе. Разливали вино (пиво было уделом крестьян, а воду вообще не пили), кравчие разрезали мясо. У каждого гостя были нож и своя доска для разделывания; отрезая от большого куска, ели руками, супы и соусы ели с помощью хлеба, ложками брали куски пирога. Вилка появилась только во времена Генриха II. Сидели на скамьях, на табуретах. Кресла — только для почетных гостей. После еды столы собирались, и зал был свободен для танцев.

Война

Окруженный двумя километрами высоких стен замок Лош когда-то был захвачен легендарным Ричардом Львиное Сердце. Правда, битва за этот замок продолжалась всего три часа. …Пусть это не романтично, но война в то время была средством наживы. Целью ее являлось не столько победить, сколько захватить добычу и получить выкуп. И состояли войны не из битв, а из стычек, набегов и осад.

Тем не менее, чтобы стать рыцарем, молодой дворянин должен был пройти ритуал посвящения, когда ему вручали меч и шпоры. Впрочем, далеко не все рыцари сражались на коне. Иные из соискателей этого звания тянули с посвящением, потому, что их состояние не позволяло приобрести необходимые каждому уважающему себя войну кольчугу, шлем, щит, меч и копье. Такое оружие, включая меч, служило скорее для нанесения ударов, а не смертельных ран.

Самым опасным оружием являлся арбалет, короткие толстые стрелы которого поражали на расстоянии более 200 метров. Поначалу Церковь считала его средством, недостойным христианина. Но после того как Латернский собор позволил использовать арбалеты против иноверцев, они получили широкое распространение, и число боевых потерь сразу увеличилось. Во Франции поклонником арбалета был Филипп Август, создавший отряд конных арбалетчиков. Кстати, Ричард Львиное Сердце погиб от стрелы арбалета…

Похожие статьи: