В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая бесконечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду наибольших гор мира, но это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы Арарат. В прозрачном воздухе ранешнего утра, до того как облака закроют вершину, и в сумерках
В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая бесконечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду наибольших гор мира, но это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы Арарат. В прозрачном воздухе ранешнего утра, до того как облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие рассматривают высоко на горе очертания большого корабля.
Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского страны, в каких вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его большой ковчег-корабль, но опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними предполагаются и Арарат, и две другие горы на местности Близкого Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: « ковчег тормознул на Араратских горах». Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или вспять, не один раз проезжали около Арарата и позднее ведали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.
Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки большого Ноева ковчега эти экспедиции не отыскали, но нашли огромные кораблеподобные следы в ледниках и около самой вершины горы узрели прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека древесные балки. При всем этом больше утверждалось миропонимание, что ковчег умеренно сполз по склону горы и развалился на многочисленные осколки, которые на данный момент, может быть, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея не нехорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно узреть и корпус большого корабля, и узреть какой-нибудь удлиненный округленный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Но многие исследователи, утверждавшие, в особенности в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в определенной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.
Легенды о необычно большом древесном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся стопроцентно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строй материалы, не считая больших скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться древесный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике меж 2-мя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины 1000-летий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри». В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о собственных зрительных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они узрели на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в границах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей дли-Д ной, 50 локтей шириной и 30 локтей высотой».
Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от погодных аспект. Примерно каждые 20 лет на Араратском горном массиве имели место только теплые периоды. Не считая того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и непосредственно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и тлению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.
Потому что определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их узреть. Если этот корабль на горе всегда покрыт снегом и льдом, необходимы широкие особенные исследования. Но провести их очень тяжело, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта «защита» проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в определенной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубочайших ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в каких восходители часто пробуют устроить привал, и, не считая того, периодически вновь появляются курдские разбойничьи банды. Не считая этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.
Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате узрели что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к старенькым временам и средневековью, в некоторых из их присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н. э. писал: « корабль, который в Армении опустился на грунт», и, не считая того, упоминал: « смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты». Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и глобальном потопе и, а конкретно, писал: «Одну часть корабля можно отыскать к тому же на данный момент в Армении там люди набирают смолу для производства амулетов». В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в воды и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других старых писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что разумеется соответствуют определенным местам книги Бытия, ну и потому, что этот большой корабль оказался стопроцентно доступен спустя столетия после глобального потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что древесные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, отлично сохранились под слоем бесконечного льда высоко на горе.
Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны» делает такое интересное замечание: «Армяне называют это место причалом, где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира», называл гору Барис: « в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от глобального потопа. Там же на вершине этой горы тормознул один человек, приплывший в ковчеге, осколки которого сохранились там на долгое время». Барис было другим заглавием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых именитых путников прошедшего Марко Поло в последней трети XV века проезжал около Арарата по пути в Китай. В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло» имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: « Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы лежит Ноев ковчег, покрытый бесконечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Но нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в равнину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных огромных и малеханьких животных».
Это описание горы Арарат ранее дня остается актуальным, не считая утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. В особенности принципно отметить, что современные исследователи находили в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками древесные балки и стойки. Германский путешественник Адам Олеарий поначалу XVI века побывал около Арарата и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся осколки ковчега, которые с течением времени стали жесткими и крепкими как камень».
Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател«Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о собственных путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: «Люди, живущие там, ведали нам, что никто не забирался на гору, так как это, может быть, не могло понравиться Всевышнему » Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и доселе. Это табу было нарушено исключительно в 1829 году французом Ж. Ф. Парро, который предпринял 1-ое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении 2-ух проводников и направились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Только спустя 10-ки лет перед смертью один из проводников признался, что «к собственному удивлению, они отыскали ковчег». Сначала они попробовали его уничтожить, но у их ничего не выш-, ло, потому что он был очень большущим. Тогда они поклялись, что никому не произнесут о своей находке, и то же самое заставили сделать собственных провождающих
В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) отыскал и взял идеал от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью провождающими смотрел «большое древесное судно» вблизи вершины. Правда, «его свидетельство осталось неподтвержденным. В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий произнес в донесении, что смотрел на склонах Арарата с аэроплана «лежащее большущее судно». Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Позже определенные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была 1-ая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками.
Летом 1949 года к ковчегу направились слету две группы исследователей. 1-ая, в составе 4 человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, следила на вершине только одно странное «видение». Зато 2-ая, состоявшая из французов, произнесла, что «видели Ноев ковчег но не на горе Арарат», а на примыкающей вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста позже типо видели судно размером 500-80 - 50 футов (165-25 - 15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не отыскала ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда старенькый корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был другим 5000 лет!
Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго ранее видевший точное размещение ковчега во сне, и ничего не нашел. Семидесятилетний «Бедняга Либи», как окрестили его журналисты, сделал за три года семь безуспешных восхождений, во время 1-го из которых ему чуток удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних сделал 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет История всех экспедиций (официальных, по последней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для всех посещений.
Вместе с «сухопутными» экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пробовали с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший позднее в газету американских ВВС «Старс энд страйпс». Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 очень четких фото большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину позже не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, пропали все оригиналы его снимков.
Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной около Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, узрели какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам( риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: «Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была отлично заметна». При всем этом он утверждал, что объект копотливо сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite» (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фото, обретенных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, «очень похожий по своей форме и размерам на ковчег».
Не считая того, тот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и обретенные снимки ледниковых образований стопроцентно соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о увиденном ими ковчеге или другом необычном объекте. Но ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении нереально стопроцентно уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину укрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, почти всегда старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из их твердо убеждены, что ковчег просто можно найти: «Идите на лево вдоль края Аорской пропасти ввысь по склону, позднее поверните опять на лево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега». Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, потому что этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас расслабленно лежит под плотным ледяным покровом большого глетчера.
Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только ложить, что законсервированный во льдах старенькый корабль не рассыплется в ожидании исследователей.