Это единственное на Земле место, где в непосредственной близости одна от другой находятся святыни трех мировых религий. И одно из немногих — где в едином пространстве веками сосуществуют представители разных культур. Именно здесь можно воочию увидеть их «живую жизнь», а не ее отражение, заставшее в музейной экспозиции.
«Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с вершины этих пирамид!» — воскликнул Наполеон, воодушевляя армию перед завоеванием Египта. Не так уж много на нашей планете мест, позволяющих почувствовать столь мощное дыхание времени. И, пожалуй, есть только одно, что впечатляет куда сильнее загадочных созданий древних египтян.
Чтобы увидеть его, нужно подняться на скромную гору, с вершины которой вам разом откроются четыре тысячи лет мировой истории. Откроются не в мертвом камне, а в средоточии бурлящей жизни. Вы увидите Ноев ковчег человечества, где живут, так и не переплавившись в единое целое, представители великих цивилизаций. Здесь крики муэдзинов на Храмовой горе легко достигают ушей ортодоксальных иудеев Еврейского квартала, а разноязыкий гвалт восточного базара арабов-христиан разбивается о толщу стен, за которыми армянский монах ведет службу на арамейском языке, рожденном во времена Авраама. Это место в разные века звали по разному — Иевус, Джебуситес, Шалем, Рушалимум, Йерушалаим, Элия Капитолина… Это Иерусалим, Великий Город. «Пуп Земли», с которого, согласно верованиям, началось творение земной тверди.
Дела давно минувших дней
Каким образом оказались здесь все эти народы? Почему несколько тысяч лет они яростно отстаивают свое право жить здесь и только здесь? Отстаивают силой убеждения, а иногда — просто силой. Раскопки, ведущиеся в Иерусалиме, всегда имеют целью не только обнаружение раритетов, но и поиск свидетельств того, кто первым воздвиг город.
Достоверно известно, что в XIII веке, ко времени выхода евреев из Египта, на месте Иерусалима стоял город Иевус с крепостью Цион — столица царства иевусеев. Мусульманские историки причисляют иевусеев к проарабским племенам. Трудно сказать, насколько это правомерно. Но даже если и так, как быть с упоминанием в египетских папирусах шестью веками ранее города Рушалимум? И столь ли важен сам вопрос: кто был первым? Ведь за последующее время хозяева в городе сменялись более 20 (!) раз. Иевусеи, евреи, вавилоняне, персы, греки, римляне, византийцы, египтяне, монголы, турки, британцы… Чередуя друг друга, они воцарялись в Иерусалиме не на годы — на столетия, оставляя свое неповторимое наследие в дар этой земле.
Уникальность Иерусалима в том, что, несмотря на сохраняющиеся в нем анклавы монокультур, здесь нет ни клочка земли, принадлежащего этой и только этой культуре. Примеров тому можно привести сколько угодно. Цитадель Давида несет на фундаменте времен царя Ирода башни, воздвигнутые крестоносцами. Виа Долороза — Скорбный путь Иисуса Христа, которым проходят миллионы паломников-христиан, — лежит по улицам, устроенным полутора веками позднее языческим императором Адрианом. Третья по значению святыня мусульманского мира — мечеть Аль-Акса — возведена на руинах христианской базилики Введения Богородицы во храм, возникшей на месте святилища Зевса Олимпийского, в свою очередь выстроенного на руинах Иерусалимского храма — святыни иудеев.
Много раз в своей истории город, казалось бы, исчезал с лица земли. Навуходоносор, Антиох IV, римский император Тит — все они предавали Иерусалим огню и мечу. Римский легат обходил город с плугом, символически закапывая его в землю. Но каждый раз Иерусалим восставал из пепла, обрастая памятниками величайших мировых культур — иудейской, мусульманской, христианской.
Библейская история
Иудейская история Иерусалима ведет отсчет со времен царя Давида, воздвигшего город в 1004 году до н. э. Следов тех времен в нынешнем Иерусалиме практически нет. Цитадель Давида связывается с именем легендарного иудейского правителя лишь символически. Не осталось и памятников эпохи библейского царя Соломона, величайшим из которых был Иудейский храм, построенный на горе Мориа, где, согласно Ветхому Завету, Авраам должен был принести в жертву сына Иакова. Вавилонское нашествие в VI веке до н. э. оставило о нем лишь память. Бесследно исчезли хранившиеся там скрижали с Десятью заповедями. Чем не сюжет для Дэна Брауна?
Вернуться в город евреи смогли благодаря персидскому царю Киру, с разрешения которого храм был отстроен заново — чтобы быть вновь разрушенным римлянами. О Втором храме ныне напоминает лишь остаток западной стены – знаменитая Стена Плача. Череда бесконечных завоеваний приводит к тому, что за последовавшие более чем 2200 лет еврейское государство на этой земле существовало всего лишь 103 года, в то время когда империя эллинов уже пала, а Рим только набирал силу.
Если помнить об этом, не покажется удивительным, что самыми молодыми постройками Старого города являются здания Еврейского квартала, возникшие в большинстве своем после Шестидневной войны.
Христианская культура вошла в пределы Иерусалима в 324 году вместе с войсками византийского императора Константина. Его матерью Еленой был построен храм Гроба Господня — предшественник того, что стоит на этом месте ныне. Окончательно христианский облик Иерусалима оформляется после того, как в 1099 году он около столетия являлся столицей королевства крестоносцев. Поскольку завоеватели в «традициях» того времени вырезали население города почти поголовно, Христианский квартал заселили арабами-христианами, живущими здесь и поныне. Однако, православному россиянину, попавшему сюда (особенно в районе базара), поначалу трудно осознать, что окружающий его типично арабский мир составляют многочисленные христиане. И большинство памятников материальной христианской культуры Иерусалима относится именно ко времени крестоносцев.
К чести мусульман, владевших городом в последующие 830 лет, эти памятники дошли до наших дней практически не изменившимися. Это лишнее свидетельство того, что и в те далекие века религиозные противоречия не имели глобального, всеохватывающего характера.
Святыни ислама
Впервые мусульмане заняли Иерусалим еще в 638 году, когда византийцы сдали город халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Тогда же здесь была построена первая мечеть. Храмовая гора постепенно становится местом величайших исламских святынь: возводятся мечети Омара и Аль-Акса. Правление тех времен отличалось веротерпимостью. Еврейским семьям было разрешено поселиться в Еврейском квартале. Потомок Омара халиф Гарун аль-Рашид передал все христианские памятники города под покровительство Карла Великого. Султан Саладин, с правления которого начался второй мусульманский период, разрешил сдавшим Иерусалим христианским рыцарям беспрепятственно покинуть город и восстановил в нем еврейскую общину.
Современный Мусульманский квартал Иерусалима — пожалуй, наиболее автономная часть Старого города. Арабы, селившиеся здесь по мере того как евреи и христиане перебирались в новые районы, практически единственные его жители. Гуляющий по городу турист-иноверец, оказавшись здесь, сразу поймет, что попал в другой мир. Что же касается жителей еврейских районов, то редкий из них рискнет прогуляться здесь в одиночку. Впрочем, трудно ожидать другого, учитывая, что несколько тысяч лет представители великих цивилизаций поочередно расправлялись друг с другом. Забыть об этом трудно, если вообще возможно. Следы повреждений Сионских ворот — не память веков. Это наследие Шестидневной войны, случившейся всего сорок лет назад.
Русский Иерусалим
Русская духовная миссия была открыта в городе лишь в середине XIX века и, тем не менее, успела оставить в его истории свой след. Палестинское общество строило на приобретенных участках Святой земли храмы и поселения для паломников. Покровителем общества был великий князь Сергей Александрович, серьезно увлекавшийся археологией. По некоторым данным, именно его усилиями было обнаружено местонахождение Голгофы.
Русское присутствие в Иерусалиме помогло установить местонахождение еще одного культового места — разрушенных еще во времена римлян Судных врат, через которые осужденные на казнь покидали город. Порог врат обнаружили при подготовке участка для строительства русского консульства. На этом месте были выстроены Александровское подворье и храм во имя Святого Александра Невского. Есть «русский след» в Гефсиманском саду, где стоит православная церковь Святой Магдалины, построенная на средства императора Александра III.
Нашли свой приют на Святой земле и другие представители христианской культуры — армяне. Самый маленький из кварталов Старого города основан ими еще в IV веке. Собор Святого Иакова, где хранится отсеченная голова апостола, — один из самых запоминающихся христианских храмов Израиля.
И все же, чей же это город, Иерусалим? Ответ на столь взрывоопасный вопрос можно найти в области, далекой от демографии. Представьте себе неповторимый бриллиант, переливающийся огнями всех своих граней. А теперь попробуйте стереть одну из них — и красота будет утеряна навсегда. Иерусалим — уникальный бриллиант в сокровищнице мировой культуры. Он принадлежит всем — и никому. Он принадлежит человечеству.