Наполеона похоронил поход в Россию

Наполеона похоронил поход в Россию

Александр Добровольский

Его 19-летняя супруга Летиция, находясь на улице, почувствовав неожиданное приближение родовых мук, только успела забежать в гостиную и здесь же родила малыша. Рядом с ней тогда никого не было, ребенок из чрева мамы просто свалился на пол. Так в семье Бонапартов появился их 2-ой отпрыск, которому было предначертано перекроить судьбу Франции и Европы.

За несколько месяцев ранее действия, в 1768 году, генуэзцы, которым ранее принадлежал полуостров, продали его Франции, потому отец Наполеона стремительно перевоплотился из генуэзского во французского дворянина. Он даже получил от короля Людовика ХV официальные бумаги, подтверждающие его дворянский статус. Через пару лет, когда уже Людовик ХVI отдал право детям обедневших дворян безвозмездно получать образование, им пользовались корсиканцы, и в том числе несколько отпрыской и дочерей Карло, включая Наполеона.

В 1779 году, после нескольких месяцев совершенствования во французском языке в коллеже Отена, Наполеон за казенный счет поступил в одно из французских военных училищ, так как учить его за свой счет у отца не было средств. Так будущему императору Франции подфартило впервой.

Потом практически вся его жизнь пройдет под знаком неописуемого везения, судьба вынесет его победителем из самых тяжелых актуальных передряг; как будто радостному карточному игроку, ему практически всегда будет улыбаться военное счастье. В протяжении военной карьеры он даст около 60 огромных и малых схваток, что числом существенно больше, чем все битвы Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и Суворова, совместно взятые.

Только в 2-ух из их ведомые Наполеоном войска были безусловно побеждены – в «Великой битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 года, где ему противостояли объединенные силы Рф, Австрии, Пруссии и Швеции. И во 2-ой и последний раз — в битве при Ватерлоо, близ маленький деревни, а сейчас города в сегодняшней Бельгии, в 20 км от Брюсселя. Похоже, Ватерлоо вообщем стал известен миру только благодаря тому, что в нем закончилась военная карьера и завершилась боевая слава Наполеона Бонапарта, чья 73-тысячная армия была разбита 120-тысячными объединенными силами Пруссии, Британии, Нидерландов, Нассау и Брауншвейга.

Кстати, до сего времени туристы, посещающие Ватерлоо, не сходу понимают, что на большом поле близ этого городка конкретно союзники в 1815 году разбили Бонапарта, а не он их. Многие улицы городка носят имя Наполеона; кафе, рестораны и закусочные именуются «Император», и только несколько заведений названы по фамилиям фаворитов – маршалов Веллингтона и Блюхера. На верхушке огромного конического холмика, который насыпан близ Ватерлоо в память о последней битве Бонапарта, возвышается сумрачный каменный лев, лапой прижимный к земле ядро. Местные обитатели стращают иноземцев рассказами, что когда, не дай боже, шар выкатится из-под львиной лапы, начнется последняя в истории населения земли глобальная война.

Но пока ядро крепко лежит на собственном месте.

Уже в военном училище Наполеон выделялся посреди других подростков угрюмым и замкнутым нравом. Он в один момент, стремительно и навечно раздражался, если его обижали, не находил ни с кем дружбы, смотрел на всех без почтения и сострадания. Он был всегда неописуемо уверен внутри себя, хотя его маленький рост не давал поводов для убежденности. Товарищи пробовали обижать и дразнить молодого корсиканца, придираться к его неверному сначала французскому языку с корсиканским акцентом. Несколько гневных и безоглядных стычек стремительно отбили у всех охоту связываться с Бонапартом. Он отлично обучался, интересовался историей Греции и Рима, арифметикой и географией – т. е. всем, что потом посодействовало ему в военном деле.

Педагоги провинциального военного училища и сами не очень были сильны в преподаваемых ими науках, потому Наполеон пополнял познания чтением. Читал он и в этот ранешний период, и потом сильно много и очень стремительно. Французских товарищей поражал и отчуждал от него его корсиканский патриотизм: для него французы были тогда еще чуждой расой, пришельцами-завоевателями родного острова. Со собственной дальной родиной, вобщем, он в эти годы общался только через письма родных: не такие были у семьи средства, чтоб выписывать его на каникулы домой.

В 1792 году французский люд сверг короля Людовика ХVI. Юный Наполеон, выпущенный из военной школы, тогда находился в Париже и следил, как человеческие толпы атакуют кутузки и арсеналы, но не воспринимал никакого роли в революционных событиях. Потом революционные власти направили его в правительственные войска, осаждавшие оплот роялистского восстания – город Тулон. Город также с моря поддерживала британская морская эскадра.

При осаде Тулона Наполеона в первый раз посетило военное счастье. До его прибытия к месту службы правительственные силы длительное время лениво и неудачно пробовали взять город. Тогда юный офицер, практически мальчишка, свято веривший, что пушки решают финал схваток, предложил командующему, генералу Карто, план штурма с применением всей имеющейся артиллерии. Ему не очень поверили, 1-ая попытка штурма не удалась, и капитан Бонапарт, шедший сам в атаку, был ранен.

Ему подфартило, он не был убит. И в последующий раз, назначенный начальником французской артиллерии, Бонапарт расположил пушки вокруг городка так, как планировал лично, и начал ужасный и свирепый обстрел Тулона из всех имеющихся стволов. Он крушил город два денька, после этого из Тулона началось хаотичное бегство его защитников, спасавшихся на британских судах. Но, захватив господствующую над городом высоту, Наполеон перетащил на нее пушки, и уже оттуда начал настолько же свирепый расстрел британского флота, стоявшего в тулонской бухте. Британцы без славы ушли.

За это Бонапарт получил звание бригадного генерала, имея от роду 24 года.

После термидорианского переворота Бонапарт отличился уже при разгоне роялистского бунта в Париже в 1795 году, организованного неприятелями революционных властей и сторонниками возвращения на трон Бурбонов. Члены революционного Конвента за пару лет пребывания у власти успели заслужить свирепую ненависть народа, и в декабре 1795 года против их взошло большое восстание в столице, подабающее смести Конвент. Главнокомандующий вооруженными силами Конвента генерал Баррас, сибарит и лоботряс, был полностью не способен вести войну, Конвент, на самом деле, был обречен. И здесь Баррас случаем вспомнил худенького бригадного генерала в потертой шинели, который пару раз неудачно приходил к нему просить работу. Этим генералом был Бонапарт.

У Барраса для спасения себя и Конвента оставалось несколько часов. Силы роялистских мятежников были отлично организованы и вооружены, их было много. Баррас вызвал Бонапарта и спросил, берется ли тот подавить бунт в Париже. Наполеон поразмыслил 5 минут и согласился, но поставил условие: пусть никто не вмешивается в его распоряжения. «И я вложу шпагу в ножны только тогда, когда все будет кончено»,— произнес он.

13 вандемьера превосходящие силы мятежников, желавших возвратить на трон короля, уверенно пошли на штурм строения Конвента. Но, невзирая на численность и боевой дух, они были уже в этот момент обречены, так как посреди их не имелось Бонапарта.

А он, предвидя штурм роялистов, успел намедни вечерком притащить в город свои орудия и расставил их вокруг Конвента. Роялисты были встречены плотным сосредоточенным огнем бонапартовских пушек. Орудийные залпы сметали людей с улиц, как метлой. В особенности ужасным было избиение роялистов на паперти церкви св. Роха, где стоял их резерв. Ночкой у мятежников появилась возможность захватить орудия Бонапарта, но оглушенные ужасной бойней, они упустили момент. Через несколько часов все было кончено. Оставив несколько сот трупов и уволакивая покалеченых, роялисты бежали в различных направлениях и скрылись по домам, а кто мог и успел, покинули Париж.

В один денек имя генерала Бонапарта сделалось известным не только лишь в военных кругах, где его уже частично знали по Тулону, да и во всех слоях французского общества, даже там, где до той поры о нем и не слыхивали. На него стали глядеть как на человека большой распорядительности, воли, резвого разума и жесткой решимости.

В этом он никого не околпачил. В итальянском походе 1796–97 годов полководческий гений Наполеона просто заблистал. Он нападал на австрийские войска слету, часто существенно наименьшими силами, из неловких положений, но постоянно одерживал победы. Основным достоинством его войск было беспрекословное подчинение Бонапарту, резвый и смелый маневр, также массированное применение артиллерии. Австрийский генералитет не мог совладать с моментальными маневрами французской армии, нищей, плохо экипированной, но воодушевленной революционными мыслями и ведомой Бонапартом. Она одерживала одну победу за другой: Монтенотто, Лоди, Милан, Кастильоне, Арколе, Риволи. Итальянцы экзальтированно встречали армию, освобождавшую их от австрийцев и несущую эталоны свободы, равенства. Австрия растеряла все свои земли в Северной Италии, там была сотворена союзная с Францией Цизальпинская республика.

Скоро неприятели Франции стали просто страшиться имени Бонапарта. Он сокрушал одну армию за другой, при этом в его следующих военных кампаниях все более усиливались завоевательные тенденции и рвение обеспечить жизнь французов за счет полного ограбления завоеванных государств. Кампоформийский мир 1797 года выявил дипломатичные возможности Наполеона. Возвратившись в Париж победителем, он организовал поход для завоевания Египта. Но Египетская экспедиция 1798—1801 годов, невзирая на ряд побед Наполеона, была неудачной, как и его поход в Сирию. В итоге, воспользовавшись как поводом дошедшими в армию сведениями о поражении французских армий от Александра Суворова, Наполеон самовольно бросил собственный экспедиционный корпус и возвратился в Париж в октябре 1799 года, когда кризис режима Директории достигнул уже последней степени.

Слабость режима Директории, ее неизменные колебания, побудившие буржуазию стремиться к «твердой власти», содействовали осуществлению личных планов Бонапарта. Делая упор на крупную буржуазию, он 9—10 ноября 1799 (18—19 брюмера VIII года) произвел муниципальный переворот и стал первым консулом республики.

В момент прихода Наполеона к власти Франция находилась в состоянии войны с Австрией и Англией. Новый итальянский поход Бонапарта напоминал 1-ый. Перейдя через Альпы, французская армия внезапно появилась в Северной Италии, и вновь начала крушить австрийцев. Решающей стала победа в битве при Маренго (1801). Угроза французским границам была ликвидирована.

Во внутренней политике Бонапарт постарался укрепить свою личную власть как гарантии сохранения результатов революции: штатских прав, прав принадлежности на землю фермеров, также тех, кто купил во время революции национальные имущества, т. е. конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания был должен Штатский кодекс, вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провел административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов. В городка и деревни назначались мэры. Был учрежден муниципальный Французский банк для хранения золотого припаса и эмиссии картонных средств, реорганизована система сбора налогов. Административные и правовые нововведения Наполеона заложили базу современного страны, многие из их действуют и до настоящего времени. Сознавая значимость воздействия на публичное мировоззрение, Наполеон закрыл 160 из 173 парижских газет, а другие поставил под контроль правительства. Была сотворена мощная милиция и разветвленная потаенная служба. Наполеон заключил конкордат с отцом Римским. Рим признавал новейшую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При всем этом свобода исповедания сохранялась.

Сразу он вел бессчетные войны, постоянно в их побеждая хоть какого противника, но лишь на суше. Война с Великобританией оказалась неудачной, в Трафальгарском сражении 1805 года британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона разгромил и уничтожил объединённый франко-испанский флот.

Но на суше победы длилось. Ему удалось разбить существенно превосходящую его по силам антифранцузскую коалицию Англии, Австрии, Рф и Швеции, сделанную в 1805 году. Ставший к тому времени уже царем Наполеоном I, он компенсировал численное приемущество сил коалиции быстрыми действиями французских войск, и крушил противника по частям, успевая сделать это до подхода его резервов. Прямо за окружением австрийской армии при Ульме Наполеон нанес поражение русско-австрийским войскам в битве под Аустерлицем. Австрия обязана была подписать Пресбургский мирный контракт с Францией, по которому она признала все французские захваты в Италии, в Западной и Южной Германии. В июне 1806 года Наполеон сделал из стран Западной и Южной Германии Рейнский альянс, включив его в военный блок с Францией. Создание союза привело к ликвидации в августе 1806 года «Священной Римской империи», возглавлявшейся австрийскими Габсбургами. В октябре 1806 года в схватках при Йене и Ауэрштедте прусская армия была стопроцентно разгромлена. Пруссия была оккупирована французскими войсками. В феврале 1807-го Наполеон пробовал разбить российские войска в ожесточённом сражении при Прёйсиш-Эйлау, но не достигнул реального фуррора, но при Фридланде (июнь 1807 года) ему удалось одержать победу.

Фортуну Бонапарта похоронил поход в Россию в 1812 году. Большие места чужой страны, агрессивное население, растянутые коммуникации, непоколебимый дух российских, не желавших сдаваться и мириться с поражениями, голод, сожженные городка, включая Москву – все это донельзя изнурило и сломило боевой дух Бонапарта. Он с трудом выкарабкался из этой страны, не проиграв в ней ни 1-го схватки, да и не одержав над русскими войсками ни одной незапятанной победы, уводя с собой остаток «Великой армии». Из 600 тыщ человек, с которыми он пришел в Россию, вспять возвратились 24 тыщи.

Это и стало началом его конца. В «Битве народов» близ Лейпцига (16–19 октября 1813 года) французы были разгромлены объединенными русскими, австрийскими, прусскими и шведскими силами, а Наполеон покинул армию и после вступления союзных войск в Париж отрекся от престола.

Сосланный на полуостров Эльба, от бежал оттуда меньше чем через год и возвратился в Париж, встреченный ликующими французами. Французские войска переходили под его начало с песнями и под развернутыми знаменами. Он вошел в Париж, откуда удрал Людовик ХVIII, без одного выстрела. Бонапарт возлагал надежды на создание новейшей большой военной силы, при помощи которой он вновь сразит Европу.

Но его фортуна и везение уже закончились. В ужасной и последней битве Бонапарта при Ватерлоо его войска потерпели поражение. Молвят, так как резерв, которому Бонапарт отводил важную роль в сражении, просто не успел в определенный срок придти ему на помощь. Наполеон стал пленником британцев и был выслан на дальний полуостров Святой Лены в Атлантическом океане недалеко от побережья Африки.

Там он провел последние 6 лет жизни, угасая от тяжеленной заболевания и скукотищи. Он погиб 5 мая 1821 года. Последними словами, которые расслышали стоящие около его одра люди, были: «Франция… армия… авангард». Ему было 52 года.

Источник: KMnews

Похожие статьи: