В чем сила, брат?
По сути аборигены отчаливали на настолько своеобразную охоту совсем не поэтому, что отличались неописуемой беспощадностью. Все было еще проще. Обитатели индонезийских островов испокон века верили, что актуальная сила человека заключена в различных его органах, и в особенности - в голове.
Три имени.
У папуасов Новейшей Гвинеи - ма-ринд-аним (что переводится как "настоящие люди") - каждый мужик имел три имени. 1-ое он получал при рождении. Произносили его очень изредка, ну и то только предки малыша. Обычно островитяне воспользовались вторым именованием - варай- игиз, либо теб- игиз, что означало "памятное имя". Но важнее всего было получить третье, "истинное" имя - игиз- ха, которое называли к тому же "головным", так как для его приобретения было надо раздобыть чью-нибудь голову. Для этого "настоящие люди" отчаливали на охоту в те местности, где жили люди, языка которых папуасы не понимали и, соответственно, не считали их "настоящими людьми". На чужеземцев можно было не только лишь охотиться, да и грабить их, унося в свою деревню самые ценные находки - перламутровые раковины и стеклянные бусы, каменные и стальные орудия труда.Никто не забыт, ничто не позабыто.
Изготовления к охоте начинались за несколько месяцев. Самые почетаемые мужчины деревни организовывали заготовку муки, получаемой из древесной породы саговой пальмы, правили постройкой нового дома для охотничьих трофеев, хлопотали об оружии, лодках и барабанах для ритуального боя. Не считая того, наблюдали за созданием церемониального полутораметрового столба, который следовало разрисовать и украсить птичьими перьями.
На охоту, длившуюся некоторое количество дней, отчаливало население близкорасположенных примыкающих деревень. Дома оставались беспомощные старики и нездоровые, также некие юные дамы, в обязанности которых заходила подготовка к возвращению отряда из похода. Парней в походе аккомпанировали супруги и малыши. Вровень со взрослыми они несли нужную кухонную утварь, орудие, продукты, вели с собой свиней и собак.
Рано днем, договорившись с жителями примыкающей деревни, охотники со своими провождающими и всем скарбом усаживались в лодки и запевали особенные песни, которые помогали настроиться на предстоящую охоту. Такие песни носили заглавие турази - "песни лодочного путешествия". На привалах охотники разбивали лагерь, ловили рыбу, а по вечерам танцевали вокруг врытого в землю церемониального столба. На подступах к чужим землям маринд- аним лупили в барабаны и пели ритуальные песни, посвященные доблестным охотникам прошедших лет и собственной покинутой деревне. Для поддержания боевого духа папуасы жевали бетель, смешанный с плодами арековой пальмы и известью, пили особенный возбуждающий напиток и непременно делали замужние обязанности. Числилось, что такие деяния способствуют охоте.
Охота началась!
В намеченный денек мужчины, оставив неподалеку от избранной для охоты деревни дам и малышей, натирали свои лица и тела мелом и отчаливали за трофеями. Охота начиналась на рассвете. Не достаточно кому из возможных жертв удавалось спастись: папуасы выставляли караульных, которые ловили растерявшихся от испуга и неожиданности людей. У собственной жертвы охотники непременно спрашивали имя, по другому приобретенная голова не имела никакой ценности. Испуганные, полусонные люди не понимали, что желают от их белоснежные, похожие на призраки чужеземцы, в один момент показавшиеся из лесных зарослей. Злосчастные молили о пощаде, а охотники, ни слова не понимая из произнесенного, старались уяснить все выкрики жертвы, будучи твердо убеждены в том, что оккупированные перед гибелью именуют свои потаенные имена.
Головы охотники торжественно несли в лагерь, где их надлежало "привести в порядок". Мозг жертв числился лакомством, его запекали, обваляв в саговой муке. Столов снимали кожу, очищали их от мяса и обмазывали глиной. Позже кожу опять натягивали и сшивали. Дальше головы следовало подсушить на огне, стараясь, чтоб кожа не сморщилась. Сейчас, когда трофеи были в полном порядке, можно было ворачиваться домой.
Краса жертв.
В родной деревне все было готово к празднеству. Бананы и кокосы, саговая мука и свежайшая рыба ожидали охотников, а для прибывших с ними гостей из других деревень были построены маленькие хижины. Свои стршные трофеи охотники помещали в "дом для охоты за головами" - куи-аха, прикрепляли к ним косы из листьев кокосовой пальмы и надевали мелкие шапочки, сплетенные из коры деревьев. Головы, раскрашенные красноватой и темной краской и смазанные кокосовым маслом, имели очень устрашающий вид. Вокруг куи-аха аборигены устанавливали столбы, «число которых соответствовало числу голов, привезенных с охоты. Каждый гость, зашедший в деревню, должен созидать, как славно поохотились ее обитатели!
Пока погибель не разлучит их...
На праздничке, который устраивали в честь вернувшихся охотников, головы вывешивали на столбы, а старики затягивали длинноватые однообразные ритуальные песни. Молодежь водила торжественные хороводы и прославляла особо отличившихся охотников. Наутро мужчины и юноши, принимавшие роль в охоте за головами, усаживались рядами на деревенской площади, а их трофеи укладывали перед ними на огромных листьях. 1-ый ряд состоял из парней, отрезавших головы, 2-ой - из числа тех, кто "держал жертву", и 3-ий ряд - из "воспользовавшихся стрелами". Все участники обряда по очереди брали добытые ими головы и бежали к берегу моря и назад, крича на бегу: "Приходи оттуда, оставайся тут!" После таковой очень необычной церемонии охотники угощались фруктами, рыбой и саго.
Пока от голов не оставались одни черепа, они висели в "доме для охоты за головами". А черепа хранили до того времени, пока не погибал человек, получивший имя носителя головы. После его погибели череп хоронили, стараясь закопать неподалеку от кокосовой либо саговой пальмы. Папуасы верили, что даже погребенный череп наделен чудодейственной актуальной силой и способен повысить урожайность деревьев.
Н.Васильева "Увлекательная газета. Загадки цивилизации" №15 2007 г.