на фото: The Hughes Glomar Explorer
текст: Павел Котляр/Infox.ru
фото: AP
Спустя три с половиной десятилетия молчания Центральное разведывательное управление США призналось в участии американских спецслужб в уникальной по масштабам и цены операции по подъему потерянной русской подводной лодки. Невзирая на то что описанию операции по подъему подлодки были посвящены не одна книжка и телевизионное расследование, откровения ЦРУ проливают свет на новые происшествия тех событий. Скрытые документы публикует архив агентства государственной безопасности.Русская дизель-электрическая подлодка К-129 затонула cо всеми членами команды в Тихом океане в 1968 году к северо-западу от Гавайских островов при невыясненных обстоятельствах. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с ядерными боеголовками. Главных версий смерти подлодки было три. 1-ая — экипаж не совладал с управлением и лодка ушла на запредельную глубину погружения. 2-ая — на К-129 произошла техно катастрофа, приведшая к затоплению. Третьей версии придерживаются многие русские специалисты: лодка погибла в итоге столкновения с американской субмариной, которая вела ее преследование. По инфы американских исследователей, в 1974 году свершилась операция, целью которой было поднятие с подлодки ракет и секретного оборудования. В первый раз информацию о скрытой операции отдал в феврале 1975 года южноамериканский журналист Джек Андерсон, позже об операции на страничках New York Times писал Сеймур Херш. Долгие и длительные годы южноамериканская сторона не признавала и не опровергала факт роли в подъеме русской подлодки. Только в 1990-х годах президенту Рф Борису Ельцину была передана видеозапись с церемонией захоронения 6 русских моряков, поднятых с борта подлодки.
Понятно, что ЦРУ обратилось за помощью к миллиардеру и изобретателю Говарду Хьюзу, который зажегся мыслью подъема русского ракетоносца. На выделенные ЦРУ средства Хьюз разработал и выстроил особый судоподъемный комплекс Hughes Glomar Explorer, при помощи которого часть подлодки была поднята с глубины 5 тыс. м и выслана для исследования на Гавайи. На данный момент ЦРУ обнародовало 50-страничный документ, размещенный в 1985 году неназванным участником операции в журнальчике для внутреннего использования Studies in Intelligence. Размещенный материал открывает само мало 12 эпизодов шестилетней подготовки к подъему лодки, которые ранее не предавались огласке.
Например, сейчас понятно, что президент США Ричард Никсон в 1974 году лично одобрил начало операции, которая должна была начаться только после его возвращения из Москвы со встречи с русским управлением. Glomar Explorer прибыл к месту аварии подлодки день спустя после того, как Никсон возвратился из Москвы. В течение 2-ух недель работа Glomar Explorer была осложнена назойливым слежением за операцией 2-ух кораблей ВМФ Русского Союза. Невзирая на слежку, работа не прекращалась, америкосы заявляли, что в этом месте ведутся глубоководные бурильные работы. Боясь проведения посадки русского десанта, управляющий операции отдал приказ завалить вертолетную площадку Glomar Explorer ящиками. Конкретный подъем частей лодки начался 1 августа 1974 года, через три недели после прибытия судна-транспортировщика к месту. В течение 3-х дней лодку медлительно поднимали лебедками, пока 8 августа она не оказалась закрепленной для транспортировки на Гавайи под днищем Glomar Explorer.
Специалисты отмечают, что до сего времени остаются невыясненными предпосылки аварии русской подлодки и то, как америкосы установили ее четкое положение. По оценкам профессионалов, операция обошлась южноамериканским налогоплательщикам в полмиллиарда баксов.