Академик Юлий Харитон около собственного детища - русской атомной бомбы РДС-1.
К 60-летию первого русского атомного взрыва (29 августа) в Москве открылась уникальная выставка архивных документов «Атомный проект СССР: к 60-летию сотворения ядерного щита России»
Дмитрий СТЕШИН
До прошлого августа большая часть экспозиции лежала в спецхране и никогда не выставлялась на всеобщее обозрение. Документы рассекретили специально к юбилею первого атомного взрыва на полигоне в Семипалатинске. Устроители выставки, «Росатом», Федеральное архивное агентство и Госархив РФ, решили одним ударом заткнуть фонтаны ереси и чуши, бесперебойно льющиеся в последние десятилетия на советскую атомную программку. Опровергнуть эту ересь можно было только одним методом: рассекретить документы по самым жарким темам и расположить их в хронологическом порядке, чтоб история сотворения нашей бомбы стала видна как на ладошки.Ересь № 1
«Советские атомные исследования стопроцентно украдены у германских ученых в 1944 - 1945 годах».
«Председателю Совета Народных Комиссаров СССР - тов. В. М. Молотову
Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович!
Научные работники Физико-технического института обращаются к Вам с просьбой посодействовать в разрешении вопроса, имеющего огромное значение для русской науки. Идет речь о развитии исследовательских работ в области строения атомного ядра. В Русском Союзе начаты работы в области атомного ядра в 1932 г., ...
... Мы просим Вас:
1. Поставить в Совнаркоме СССР вопрос о предоставлении Ленинградскому физико-техническому институту 2-ух граммов радия во временное использование.
2. Предложить Наркоммашу СССР, в ведение которого мы на данный момент перебежали, сделать все условия для окончания строительства циклотрона в ЛФТИ к 1 января 1939 г.»
5 марта 1938 г.
Макет корпуса первой русской атомной бомбы. 1946 год.
Ересь № 2
«Из лабораторий фашистской Германии был вывезен уран. 1-ая русская бомба была, на самом деле, германской, трофейной. Ничего не были в состоянии сделать сами!»
«Приказ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР за 1944 год
Сов. Секретно. Особенной значимости
Во выполнение Постановления Муниципального Комитета Обороны от 8 декабря 1944 года № 7102сс/ов, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Возложить на Главное Управление лагерей горно-металлургических компаний НКВД СССР:
а) разведку урановых месторождений Табошар, Уйгур-Сай, Майли-Су, Тюя-муюн и Адрасман, также доразведку других урановых месторождений для их предстоящей эксплуатации;
б) добычу и переработку урановых руд из обозначенных месторождений;
в) строительство и эксплуатацию рудников и обогатительных фабрик на имеющихся и вновь открываемых урановых месторождениях...»
Ересь № 3
«Сидя за «железным занавесом», русские ученые-атомщики слабо представляли, чем занимаются их коллеги за границей. Варились в своем соку, безвыходно отставая от западной прогрессивной научной мысли. А на Западе уже знали, какое направление в науке самое прогрессивное...»
Письмо академика В. Г. Хлопина заместителю начальника 2-го Управления ГРУ Генштаба Красноватой Армии А. П. Панфилову об использовании ядерной энергии в военных целях:
«Академия наук не располагает никакими данными о ходе работ в зарубежных лабораториях по дилемме использования внутриатомной энергии. За последний год в научной литературе практически совсем не публикуются работы, связанные с решением этой трудности. Это событие дает основание мыслить, что подходящим работам придается значение и они проводятся в секретном порядке. 10 июня 1942 года».
Записка И. В. Курчатова Л. П. Берия о неудовлетворительном состоянии работ по дилемме урана в СССР:
«...Вокруг этой трудности за границей сотворена неслыханная по масштабу в истории мировой науки концентрация научных и инженерно-технических сил, уже добившихся ценнейших результатов...»
Ересь № 4
«Атомная» тема вообщем не заинтересовывала партию, а означает, и советскую науку. Только после атомной бомбардировки Стране восходящего солнца Сталин, жутко ужаснувшись, отдал приказ срочно сделать такое же оружие».
Записка ФИАН СССР в Президиум АН «Об организации работ по исследованию атомного ядра»
15 ноября 1938 года:
«Отставание русской физики ядра ясно видно, если сопоставить ее заслуги с такими плодами забугорной науки, как открытие нейтрона, позитрона, искусственного расщепления частей, искусственной радиоактивности, открытие томного электрона, постройка циклотрона и электростатического генератора».
«Сов. Секретно (особенная папка)
Муниципальный Комитет обороны
От 3 декабря 1944 года
Москва, Кремль
1. Считать нужным: перевести из Ленинграда в Москву Ленинградский филиал лаборатории № 2 ... из г. Свердловска - лабораторию доктора Кикоина. Организовать конструкторское бюро с опытным механическим заводом. Передать обозначенной лаборатории площадку 120 га ...возложить на НКВД СССР проведение всех строй и дорожных работ для лаборатории № 2».
Ересь № 5
«Советская разведка бесталантно проглядела создание атомной бомбы на Западе»
Совсем СЕКРЕТНО - РАССЕКРЕЧЕНО
Документы являются собственностью Английского правительства Его Величества. Должны храниться под печатью и особенной охраной.
«Использование урана как источника получения энергии и как взрывчатое вещество»
Содержание:
Доклад Об использовании U235 для производства бомб, как источник энергии.
Теоретический расчет проф. ТЕЙЛОРА силы взрыва урановой бомбы.
Переписка с лордом ХАНКЕЙ по вопросу об использовании U235.
«Из отзыва И. В. Курчатова: Обзорная работа представляет собой красивую сводку последних данных по главным теоретическим и принципным фронтам трудности. Большая часть данных была уже известна нам по более подробным отдельным статьям и отчетам, приобретенным летом 1944 года».
Комменты Профессионалов
Олег ИЛОВЛЕВ, сотрудник Первого Головного управления МГБ и КГБ СССР (Наружняя разведка) в 1952 - 1972 гг.
«Это волшебство и подвиг!»
- Мне доводилось работать с людьми, имеющими самое прямое отношение к нашему «атомному проекту», к его обеспечению подходящей информацией и материалами. А вот все эти постперестроечные домыслы не очень умных исследователей меня, мягко говоря, раздражают. Они почему-либо запамятывают о том, что и кого вывозили америкосы из Тюрингии, какую аппаратуру, каких ученых. Нам же в качестве трофеев достались, мягко говоря, прикладные вещи - станочное оборудование, очень качественное, правда, и около сотки профессионалов не самого высочайшего уровня. Тупо опровергать, что наша разведка серьезно посодействовала ученым сделать нашу атомную бомбу. Но те люди, которые смеют на данный момент инкриминировать нашу страну в некий нечистоплотности, техническом и научном отставании, почему-либо запамятывают, что в это время на местности СССР шла самая кровопролитная война в истории населения земли. Не в Штатах шла, не в Великобритании, а у нас! И то, что мы сделали эту бомбу, - волшебство и подвиг сразу.
Владимир ГУБАРЕВ, писатель, исследователь «атомного проекта»: «Западные ученые сами выходили на связь с нашей разведкой!»
- Тот же Клаус Фукс, тот же Жолио Кюри, который сам приезжал в Москву, чтоб увидеться с Молотовым и Сталиным и условиться о совместной разработке атомной бомбы. Они сотрудничали с СССР, так как лицезрели в нем гаранта борьбы с фашизмом. Не достаточно кто может разъяснить, почему Великобритания сотрудничала с нами, и 1-ая информация пришла конкретно от британцев. Просто до войны у нас с Англией было подписано соглашение о том, что мы не скрываем друг от друга военных секретов. Когда британцы информацию все-же закрыли, возмутились уже сами ученые. Заметьте, они помогали СССР совсем бескорыстно - наша разведка не платила. Клаус Фукс не получил ни копейки. Когда к Нильсу Бору приехали наши лазутчики Перлецкий и Василевский, он поведал все. Мы получили около 10 000 листов с описанием атомного проекта. Но после взрыва первой нашей бомбы америкосы сообразили по ряду признаков, что нашим ученым помогали их ученые. Агентурная сеть была вскрыта, ученые арестованы.