Капитан атомной подводной лодки "Курск" Геннадий Лячин (справа)
Создатель Ира Смирнова, Александр Бушев
Это была 1-ая большая катастрофа после того, как страну возглавил Владимир Путин. Ах так тележурналист Сергей Доренко описывал реакцию главы страны после катастрофы:
- Он позвонил на 1-ый канал и произнес, что 1-ый канал нанял шлюх, которые выступили, чтоб дискредитировать его. И в том числе я ему позже обосновывал, что это были не шлюхи, что это были вдовы офицеров. Это вправду вдовы офицеров, я потом сам их лицезрел в Видяево, и они продолжали гласить «неудобные» вещи, но он по телефону сходу отзвонил и произнес: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 баксов, специально чтоб меня дискредитировать».- Когда-нибудь правда о смерти «Курска» будет сказана, - заявила много лет спустя после катастрофы корреспонденту «Свободной Прессы» мама командира 9 отсека Александра Бражкина - Камелия Федоровна.
«СП»: - Вас не устраивает официальная версия тех катастрофических событий?
- Нет. Они молвят, что взорвалась торпеда, но торпеда сама по для себя подорваться не могла.
«СП»: - Что все-таки тогда было?
- Их подстрелили.
«СП»: - Кто?
- Этого я не знаю. Об этом пусть судят спецы.
Мать погибшего подводника права и лучше о катастрофе спросить у того, кто знает о службе на подлодках не понаслышке.
Мы поинтересовались, что задумывается по поводу взрыва на «Курске» прошлый подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков.
Он одним из первых стал ходить на русских атомных субмаринах. А в 1967 году в качестве ассистента командира первой атомной подлодки К-3 пережил ужасный пожар на атомоходе. Трагедия произошла под водой 8 сентября в Норвежском море. Командир был тяжело ранен, и Александру Яковлевичу тогда пришлось взять командование на себя.
В предстоящем Лескову еще не раз пришлось участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на атомоходах.
«СП»: - Александр Яковлевич, почему официальная версия смерти «Курска», озвученная генеральным прокурором РФ, не кажется вам убедительной?
- Дело в том, что тогдашний генпрокурор Рф, излагая официальную версию смерти «Курска», не ответил на целый ряд вопросов, которые сразу появились у профессионалов и, а именно, у командиров атомных подводных лодок.
«СП»: - К примеру?
- Официальная версия утверждает, что «Курск» во время взрыва находился под водой. Этого не могло быть, так как при длине подлодки в 153 метра, она не может погружаться там, где глубина моря не превосходит 115 метров – а конкретно такая была глубина в месте затопления «Курска», которое, кстати, является полигоном надводных кораблей, а не подводных лодок. Такая глубина для большой лодки - как лужа для щуки. Чтоб погрузиться, подводная лодка обязана иметь под килем - минимум три ее длинны, другими словами в этом случае - более полукилометра. И это знает хоть какой командир АПЛ. При глубинах в 100 метров никто не разрешил бы погружения.
Во-2-х, официальная версия говорит, что лодка врезалась в дно, и произошел 2-ой взрыв. Это тоже не похоже на правду - от удара подлодки об дно никогда в истории подводного флота торпеды не взрывались.
Очередное подтверждение того, что субмарина во время взрыва находилась в надводном положении - ее фото, приобретенные, когда она уже лежала на деньке. Лодка была с поднятыми выдвижными устройствами.
«СП»: - Что это значит?
- Все выдвижные устройства лодки подымаются только при надводном положении.
«СП»: - Отлично, пусть при взрыве «Курск» был в надводном положении. Что это меняет в этом случае?
- Во-1-х, одна малая ересь порождает огромное недоверие. Во-2-х, взрыв под водой бытует, как основная версия. Но взрыва под водой не было. Если б он произошел под водой, была бы совсем другая картина повреждений: корпус бы разворотило изнутри, по сути вся обшивка была загнута вовнутрь. Но повторяю, торпеда сама по для себя подорваться не может. Не считая того, торпеды не детонируют, так как на каждой стоит четыре уровня защиты. Если б торпеда рванула сама по для себя, это, извините, как укус комара в пятую точку слона - ерунда для таковой подводной лодки. От одной торпеды не могли подорваться и все другие. Даже при пожаре торпеды все совместно подорваться не могут. Я своим и очами лицезрел на фото, как лодка лежит на боку, а торпеды валяются на деньке около нее. И еще. Если б, как гласит следствие, разом взорвался весь торпедный отсек, вода бы здесь же хлынула в корпус, и пожара бы не появилось. Но отысканные трупы подводников - очень обгоревшие.
Существует еще масса противоречий...
Вообщем припас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при 2-ух и даже 3-х затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается фактически вся лодка, включая командный пункт.
«СП»: - Как бывает?
- Так бывает при очень массивном наружном воздействии. Другими словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, «Курск» загубили конкретно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты.
«СП»: - Ракеты?
- Да, ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как лицезреем, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди - живые. И это отдельная история. Поначалу сказали, что слышали стуки изнутри подлодки - это правда, мореплаватели оставались в отсеках. Моцак тогда сказал: мы установили связь с ними, перестукиваемся. А позже отказался от собственных слов. И это самое зазорное. А ведь они вправду перестукивались. Но прошли день, и все погибли. Я уверен, если б этих ребят выручили, они бы поведали, как их угрохали своими же ракетами.
Из досье «СП»
Моцак Миша Васильевич - вице-адмирал. В 2000-м году командовал 1 флотилией подводных лодок Северного флота. В 2002-м назначен первым заместителем полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном окружении. Курирует военные, оборонные, правоохранительные и особые вопросы. Герой Рф (1994 г.)
«СП»: - Их могли бы спасти?
- Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Господи! Да наши водолазы за 5 минут этот колокол устанавливают, это проще пареной репы. Позже стали гласить, что в стране глубоководных аппаратов не было... Ничего подобного, есть все, и были там наши подводники и все сфотографировали с глубоководных аппаратов. Какой-то из них вдруг стал после чего Героем Рф.
«СП»: - Как длительно подводники ожидали помощи?
- Я думаю, двое суток жили. Больше навряд ли протянули. И водолазы могли попробовать их спасти, если б получили приказ. Но, как досадно бы это не звучало, не получили. По другому остались бы очевидцы того, что вышло по сути, и потаенное стало бы очевидным. Остаются и еще вопросы. К примеру, для чего необходимо было практически год на том месте, где затонул «Курск», держать надводный корабль, который глубинными бомбами не подпускал никого к лодке? Для чего необходимо было растрачивать большие суммы, чтоб отрезать 1-ый отсек? Вообщем 1-ый отсек - самый главный очевидец. Он мог все поведать, о том, что вышло, но его не только лишь отсекли на глубине, его еще там подорвали, уничтожив в пыль все, что могло пролить свет на предпосылки аварии. А ведь операция по отрезанию стоила столько же, сколько сама подводная лодка. Млрд были потрачены. Я знаю, что были подняты две записки, одну из которых написал капитан Колесников. Но их содержания мы так и не узнали.
«СП»: - Гласили еще о столкновении с американской субмариной?
- Правду скрывали очень неуклюже. И подкидывали непонятные версии. Одна из их - столкновение с американской подводной лодкой. Да мы много раз сталкивались под водой - и при всплытии, и носами - ну и что? Вмятины получали, ничего такого особенного. Одна лодка во время плавания два раза столкнулась с янки, позже хохотали все над ней. Никогда столкновение под водой не принесет таких фатальных разрушений, какие были у «Курска». Считаю, необходимо было сходу признаться в том, что мы своими своими руками утопили «Курск». Но основная функция штаба ВМФ – скрывать правду. Они прикрываются жупелом секретности во всех катастрофах, которые были на флоте – ни об какой-то из них не сказано правды.
«СП»: - Вы считаете, что ракета, которая попала в «Курск», могла быть пущена в рамках учений?
- Думаю, да. Это береговая ракета, возможно, класса «земля-земля». Ее могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка...
Другие версии
Газета La Stampа (Италия):
- 118 семей ожидают правды, которой никогда не выяснят. Билл Клинтон и Владимир Путин условились закрыть данную тему. Кусок этой так и не открытой правды мог прятаться в маленьком сообщении, чуток больше 10 строк, показавшемся 22 августа 2000 года на интернет-сайте Правда.ру. Сообщение, которое никогда не было размещено в печатной версии издания и которое в виртуальном мире веба просуществовало только несколько часов. Текст призрачного сообщения такой: «В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и хоть какой неправильный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатичным путем».
Это были деньки «Курска». Согласно сообщению, размещенному 22 августа, «президент Русской Федерации Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Билл Клинтон после бессчетных секретных телефонных переговоров смогли условиться о мирном урегулировании дела».
Но каким это было «делом», которое русская прокуратура закрыла с криводушной формулировкой «за отсутствием состава преступления»?
«Курск» не был разрушен в итоге случайного взрыва 1-го из неядерных зарядов, АПЛ была поражена американской подводной лодкой Memphis.
Газета New-york таймс (США):
- Остается под огромным колебанием, что Пентагон, до сего времени официально не признавший присутствие собственных подлодок в Баренцевом море, будет готов сделать достоянием гласности имеющиеся у него сведения.
Игорь Курдин, капитан первого ранга в отставке, председатель Клуба подводников Санкт-Петербурга:
- Есть две версии предпосылки смерти атомной подводной лодки «Курск». 1-ая официальная - взрыв учебной торпеды, 2-ая неофициальная - атака на «Курск» американской военной торпеды. Обе версии имеют права на существование. Но я склоняюсь к первой, это более правдоподобно. Это была обычная халатность и недисциплинированность. Подлецами нужно быть, чтоб это допустить. Я могу больше сказать, никто и никогда не выяснит, почему это вышло. И «Курск» - не единственный таковой пример. В Рф вообщем все катастрофы замалчиваются.
Надежда Солорова, мама 1-го из погибших подводников:
- После того как выяснилось, что «Курск» затонул и все погибли, правительство свои обязательства и обещания выполнило - средств отдало, квартиру отдало, рот заткнули отлично. Но от того, что средств дали, лучше не стало. Главное, что никто до сего времени ответственности за эту трагедию не понес, никто не извинился. Нам только лгали, и все… Самое ужасное, что мне даже бывшие коллеги отпрыска молвят: правду о «Курске» выяснят только ваши внуки, лет через 50. Я считаю несправедливым то, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело, аргументируя это отсутствием состава злодеяния. Как это так может быть? Кто-то должен ответить за погибель 118 человек!
Официальная версия
Следствие, которое возглавлял генпрокурор Рф Устинов, установило, что «лица, участвовавшие в проектировании, изготовлении, хранении, изготовлении и эксплуатации торпеды 65-76А N1336А ПВ, не предугадали способности ее взрыва и смерти экипажа совместно с кораблем и, по происшествиям дела, таковой способности предугадать не могли». Потому было принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием состава злодеяния. Не найдено состава злодеяния и в действиях кого-то из членов экипажа «Курска».
О причинах катастрофы было выдвинуто 18 рабочих версий. Основными из их являлись последующие:
- столкновение с русским либо зарубежным подводным либо надводным кораблем;
- поражение торпедой либо ракетой русским либо зарубежным подводным либо надводным кораблем;
- диверсия;
- террористический акт;
- подрыв на мине времен Величавой Российскей войны;
- смерть в итоге нештатной ситуации с его вооружением.
В конечном итоге, следствие посчитало, что трагедия произошла в 11 час. 28 мин. вследствие взрыва торпеды 65-76А снутри торпедного аппарата и предстоящего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подводного крейсера.
Взрыв повлек смерть личного состава первого отсека, значимые разрушения в межбортном пространстве лодки и стопроцентно разрушил торпедный аппарат N4 и отчасти торпедный аппарат N2. В итоге этого, в крепком корпусе образовались отверстия, через которые в 1-ый отсек лодки начала поступать морская вода, затопившая фактически стопроцентно 1-ый отсек лодки.
Ударная волна, также парящие куски хвостовой части разрушенной торпеды и торпедного аппарата N4 инициировали взрывной процесс взрывчатого вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были размещены на стеллажах снутри первого отсека. Развитие в течение более 2 минут взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед привело к их детонации, а потом и к передаче детонирующего импульса другим торпедам, находящимся на стеллажах.
2-ой взрыв произошел в 11 час. 30 мин. 44,5 сек. Он привел к полному разрушению носовой оконечности, конструкций и устройств его первого, второго и третьего отсеков. Получив трагические повреждения, корабль затонул на глубине 110-112 метров.
Возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, потому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный лючок 9-го отсека.
Но целый ряд беспристрастных причин не позволил этого сделать. К этим факторам относятся: резвое ухудшение самочувствия людей, ослабленных в процессе борьбы за жизнь под действием угарного газа и повышающегося давления, условия недостаточной освещенности отсека. По этим главным причинам моряки-подводники так и не смогли сделать ни одной пробы выйти из подлодки.
Согласно выводам профессионалов, все находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от отравления угарным газом не позже, чем через 8 часов после взрывов, другими словами не позже 19 час. 30 мин. 12 августа 2000 года.