На месте бывшей индейской деревни в штате Джорджия археологи нашли украшения XVI века и прочие испанские артефакты. Судя по этому открытию, экспедиция конкистадора Эрнандо де Сото 1539–1541 годов сильно отклонилась от того курса, который ей приписывают историки.
Сотрудники Фернбенковского музея естественной истории Атланты нашли стеклянные бусины, железные инструменты, а также латунные и серебряные украшения, датированные серединой XVI века, хотя искали следы другой испанской экспедиции, предпринятой в семнадцатом столетии. Никто не ожидал, что де Сото, шедший из Флориды к Миссури, отклонился так сильно на восток.
«Для индейцев юга Северной Америки того времени стеклянные бусы и железные инструменты должны были казаться чем-то вроде «Айфонов», — отмечает руководитель проекта Деннис Блентон. — Они не знали этих материалов. К тому же артефакты обладали такими оттенками синего и красного, какие ещё не встречались индейцам».
Это самая богатая коллекция испанских артефактов XVI века, найденная на территории США за пределами Флориды. Судя по всему, конкистадоры обменяли свои вещи на еду, информацию, право на свободный проход по землям племени (скорее всего, это были ичиси), носильщиков поклажи и, возможно, женскую компанию. По крайней мере обычно им требовалось именно это.
Кроме того, обнаружены остатки крупного строения, имевшего крытую соломой крышу в форме пирамиды. Его окружал ров, а в центре здания находился большой очаг. Быть может, сооружение служило местом проведения обрядов или храмом.
Судя по испанским записям, де Сото останавливался там 30 марта — 2 апреля 1540 года. Его отряд состоял более чем из шестисот человек; в обозе было несколько сотен свиней и лошадей, которых индейцы никогда не видели. Время от времени де Сото этим пользовался и провозглашал себя богом, спустившимся с солнца. Надо заметить, что к 1540 году слухи о таинственных чужестранцах уже распространились достаточно широко по юго-востоку Северной Америки.
Свидетельств массовых убийств или вандализма не обнаружено: испанцев приняли радушно. Тем самым индейцы избежали горькой участи: обычно европейцы не терпели отказов. Как правило, де Сото брал в заложники вождя, пока его требования не удовлетворялись. Но и при мирном исходе переговоров необходимость кормить ораву пришельцев и предоставлять им женщин вынуждала индейцев спроваживать дорогих гостей как можно быстрее.
Впрочем, у коллекции артефактов может быть и другое объяснение, подчёркивает г-н Блентон. Их могли оставить там испанцы, покинувшие колонию Айльон. Это поселение известно только по письменным источникам, и некоторые учёные помещают его на берегу штата Джорджия.