Открытие Клювье
Заинтересовавшись остатками животных, встречающимися в земных слоях, француз ский ученый Жорж Кювье (1769—1832) стал собирать окаменелые кости в каменоломнях окрестностей Парижа, где добывали гипс. Среди костей Кювье нашел зубы каких-то ископаемых толстокожих.
Новые открытия Джордж КлювьеВ окрестностях Парижа он нашел семь разных видов палеотерия. Один был величиной с лошадь; три других не крупнее свиньи и различались между собой лишь формой ступни; наконец, один вид не превосходил по размерам зайца, а по форме тела это животное было похоже на лошадь и носорога одновременно. Аноплотериев также оказалось несколько видов: одни величиной с осла, другие размеров свиньи, а самый маленький не больше кролика. Вместо с этими вымершими животными Кювье нашел множество каких-то неизвестных грызунов, не существующих в паше время птиц и летучих мышей, сумчатого волка, лисицу, сильно отличающуюся от современной. Маленькая сумчатая мышь доставила новый блестящий успех учению Кювье о закономерностях, связывающих форму и размеры костей.
Из одной каменоломни был доставлен в музей кусок породы, в котором торчала передняя часть маленького скелета какого-то ископаемого зверька. По зубам и немногим косточкам, не освобождая скелета из породы, Кювье определил, что это сумчатая мышь, и предсказал, какие кости заключены в куске камня. Затем в присутствии своих недоверчивых противников с большими предосторожностями он извлек эти скрытые в породе части скелета, и среди них действительно оказалась косточка, служившая для поддержания сумки этой мыши. Найденные Кювье кости палеотерия и живших одновременно с ним животных, очевидно, попали в озеро и были на дне занесены илом, постепенно окаменевшим и сохранившим их до наших дней.
Интересная гипотеза
Но почему же в вышележащих слоях не было их костей? Разве эти животные не оставили потомства? Вот вопрос, который встал перед Кювье, когда в слоях, покрывающих пласты с костями палеотерия, он нашел осадки с костями морских животных. Он объяснял это внезапным затоплением страны морем, которое погубило всех толстокожих млекопитающих, живших когда-то среди тропической растительности, на месте современного Парижа. Кювье думал, что подобные катастрофы были причиной всех изменений земной поверхности. Последствия катастроф Кювье видел в изогнутых, наклоненных и изломанных пластах горных пород, в раковинах, находимых среди пластов на вершинах гор, что свидетельствовало о поднятии и опускании наших континентов, о полной, как он думал, смене животных одной эпохи другими, без всякого перехода.
«Предположим, говорил Кювье, что большое вторжение моря покроет массой песка или иных обломков материк Новой Голландии , оно погребет там трупы кенгуру, вомбатов, сумчатых куниц, сумчатых барсуков, летяг, ехидн и утконосов и совершенно уничтожит виды всех этих родов, так как ни один из них не существует в других странах. Представьте себе, что этот самый переворот превратит в сушу многочисленные маленькие проливы, отделяющие Новую Голландию от Азии, и откроет дорогу слонам, носорогам, буйволам, верблюдам, тиграм и всем другим азиатским животным, которые и населят страну, где равыне они не были известны. Предположим, что натуралист, хорошо изучивший всю эту живую природу, вздумает произвести раскопки той почвы, на которой он живет, он найдет в Heй остатки совершенно новых существ.... Допустим, что после появления азиат¬ских животных в Новой Голландии произошел новый переворот, уничтоживший Азию, их пер¬воначальное отечество. В этом случае было бы так же трудно узнать, откуда они произошли, как и нам узнать происхождение наших форм». Современных животных Европы и Азии Кювье считал поселившимися на этом материке после катастрофы «всемирного потопа», о котором рас¬сказывается в библии. Этот последний перево¬рох, как он думал, произошел несколько тысяч лет назад.
Доказывая правильность своих взглядов, Кювье говорил о находках в Сибири трупов за¬мерзших крупных толстокожих, сохранившихся до наших дней с кожей, шерстью и мясом. По его мнению, они не могли жить в холодной стране и погибли во время внезапного похолодания, убившего их и одновременно образовавшего слои мерзлоты.