В мифах разных народов фигурируют загадочные зловещие сущности, пробирающиеся по ночам в жилища людей и пугающие их — иногда до смерти… В наши дни английскому исследователю фольклора Дэвиду Хаффорду, автору книги "Ужас, подкрадывающийся ночью", удалось собрать множество свидетельств, отчасти подтверждающих реальность подобных случаев…
Еще в средневековье в Уэльсе бытовала легенда о кочионах — краснокожих полулюдях-полумонстрах, обитавших в Великом темном лесу. Местные жители на ночь вставляли в печные трубы острые косы, чтобы помешать кочионам проникнуть в дом. По поверью, те обладали сверхъестественными свойствами и могли умертвить человека во сне.В годы Второй мировой войны в американском городке Мэттун (штат Иллинойс) объявился "безумный газовщик". Неуловимое призрачное существо ночью влезало через окно в дома горожан и брызгало на них паралитическим газом с запахом цветов, после чего жертвы минут на сорок утрачивали способность двигаться. Одни очевидцы описывали призрак как высокого мужчину в темной одежде, другие — как женщину, переодетую мужчиной. Дух это был или все-таки живой человек — но ни разу "безумный газовщик" не причинил своим жертвам серьезного вреда. Казалось, эксцентричный визитер (или визитерша) просто развлекается…
Исследователь Майкл Дэш в книге "Таинственные феномены" обращает внимание на одно странное явление — так называемый "синдром ночной смерти". Эта "болезнь" настигает почему-то преимущественно выходцев из Юго-Восточной Азии. Молодые и полные сил и здоровья мужчины внезапным и необъяснимым образом умирают во сне, порой при этом изо рта у них идет пена. Похоже, что причина смерти — пережитый во сне ужас. Кстати, жители Таиланда верят, что виновники "ночной смерти" — злые женские духи. Выискивая себе подходящих мужчин, они умерщвляют их и уводят в мир духов, где те становятся их мужьями. Поэтому многие тайские мужчины перед сном надевают женскую одежду и делают себе макияж, чтобы обмануть ужасных ночных "невест".
Но чаще речь идет о жуткого вида чудовищах, которые наяву нарушают покой людей… Дважды — в 1972 и 1995 годах африканское государство Занзибар охватывала паника в связи с появлением поповауа - карликов с крыльями летучей мыши. Летающие карлики врывались в дома и… насиловали мирно спавших там мужчин. Причем только мужчин! Перед тем как распрощаться со своей жертвой, таинственный насильник предупреждал — стоит кому-нибудь поведать о случившемся, он вернется за ней!
Хаффорд вводит для этого явления термин "спальный посягатель". Вот типичная картина встречи с ночным посетителем. Очевидец просыпается от звука приближающихся к двери шагов или шелеста крыльев и видит странное существо, нередко материализующееся перед ним прямо из воздуха… Оно зависает над постелью жертвы, затем садится ей на грудь, давя своей тяжестью на тело. Пытаясь освободиться, жертва, к своему ужасу, обнаруживает, что полностью парализована…
В редких случаях "спальный посягатель" принимает человеческий облик. У некоторых — пятно вместо лица… Несмотря на это, в них с первого взгляда ощущается нечто чуждое, злобное. Контакт с ними вызывает чувство необъяснимого, мистического страха.
Хаффорд отмечает, что описания "спального посягателя" часто совпадают в пределах одной страны или округа. Так, жителям Ньюфаундленда он является в обличье злой старухи с крючковатым носом и потому имеет прозвище "старая ведьма". Японцы видят его похожим на демона из национальных мифов. В Европе и Америке людей будит вторжение "серых карликов", которых, как правило, принимают за космических пришельцев. Во время обсуждения этой темы в Интернете исследователи получили множество писем от людей, встречавшихся со "спальными посягателями". Среди них были и те, кому довелось пережить такой контакт неоднократно.
Может быть, "ночные посягатели" — не более чем плод воображения? Но Дэвид Хаффорд и его последователи считают иначе. По их мнению, впечатления, полученные из книг и фильмов, а также вера в сверхъестественное лишь подготавливают нас к восприятию иной реальности, которая всегда присутствует рядом с нами. Другое дело, что представителей этой реальности мы видим в том обличье, какое способны сами себе вообразить.