Пророчества для властителей — статья особенная. С древних времен у каждого правителя непременно был собственный придворный провидец. В особенности воспользовались спросом предсказатели грядущего на востоке, ведь даже сам основатель медицины Авиценна составлял гороскопы и изучал воздействие планет на судьбы людей.
В Рф тоже хватало пророков, но самым необычным и, пожалуй, самым известным является монах Авель. По показаниям исторических записей и архивных документов, все его пророчества об царях Рф реализовались с неописуемой точностью. Но фигура монаха Авеля так обросла легендами, что непонятно — являются некие факты о его жизни правдой либо вымыслом.Вот в биографическом словаре Брокгауза и Эфрона стоит: "Авель — монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои пророчества дней и часов погибели Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы неоднократно попадал в кутузки, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Правителя Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и погиб в 1841 году". Маленькая сухая справка, за которой стоит чуть ли не судьба Рф.
Родился будущий пророк в селе Акулово Тульской области. И жил для себя, как все фермеры тех пор, не блистая талантами, до 28 лет. Поближе к середине жизни Василий вдруг бросил семью и ушел в Валаамский монастырь, где принял постриг под именованием инока Адама. Предпосылкой ухода послужило то, что предки против воли женили Василия, который сам никакого желания обзавестись супругой не имел и вообщем числился человеком нелюдимым (что не воспрепядствовало ему завести троих малышей).
Год Адам прожил в монастыре, а позже отпросился у настоятеля и ушел в скит. И вот там-то, спасаясь в молитвах и одиночестве, Адам получил дар предсказания. Он сам писал в собственных книжках, что ему были видения, как будто некоторый глас позвал его на небо и показал ему там книжку, в какой содержались многие потаенны земного мира. Адам прочел оттуда то, что касалось династии Романовых и Рф — до самого конца, а потом глас повелел ему донести прочитанное до правителя, поточнее, до императрицы Екатерины Величавой, которая тогда правила Россией.
Чтоб исполнить волю неизвестных сил, Адам пошел по Рф, а когда оказался в Николо-Бабевском монастыре, написал там свою первую книжку, в какой прямым текстом гласил о том, что Екатерина будет править всего 40 лет (а уже как раз и наступил сороковой год ее царствования), что престол наследует не ее возлюбленный внук Александр, а отпрыск Павел, и все в таком духе.
Когда об этом выяснила Екатерина, она пришла в ярость и отдала приказ монаха поймать, расстричь и высадить в Петропавловскую крепость. Адама вправду расстригли и заключили под стражу. Под арестом он был до того времени, пока в предсказанное им время не скончалась императрица
Естественно, Павел I, который вообщем веровал во всяческие магические явления и предсказания, заинтересовался вещим монахом. Князь Куракин после погибели Екатерины стал генерал-прокурором Сената — он-то и принес императору книжку пророчеств этого новоявленного пророка. В конечном итоге свершилась беседа правителя и тульского монаха-расстриги.
О чем они гласили, никто не знал в точности тогда и, а сейчас это и совсем непонятно. Но считается, что Адам прямо именовал Павлу дату его погибели: "Кратко будет царствование твое. На Софрония Иерусалимского (святой, денек памяти которого совпадает с деньком погибели правителя) в опочивальне собственной будешь удушен злодеями, коих греешь ты на царственной груди собственной. Сказано бо в Евангелии: "Неприятели человеку домашние его", — так цитируют это откровение некие источники. И еще: типо монах открыл царю все будущее его потомков и всей Рф.
Но, вероятнее всего, это — прекрасная выдумка. Если б инок предсказал Павлу такую погибель, то навряд ли Павел издал 14 декабря 1796 года высокий рескрипт, повелевавший по желанию Адама постричь его опять в монахи.
При повторном постриге Василий Васильев и получил имя, под которым его знают как 1-го из самых наизловещих и четких предсказателей на Руси — Авель. После чего монах отправился в странствия — пожил поначалу в Санкт-Петербурге, потом оказался в Москве, где некое время прорицал и предвещал за средства всем желающим, а позже на короткий срок возвратился на Валаам, где написал свою вторую книжку.
В этом сочинении он предсказал погибель пригревшего его правителя. И здесь же показал свое творение настоятелю. Тот ужаснулся и отослал книжку Петербургскому митрополиту Амвросию. Амвросий передал книжку кому следует, и вот — она оказалась в руках Павла. В книжке была указана не только лишь погибель правителя и подробное ее описание и время, да и сказано, за что ему уготована такая кончина — за невыполненное обещание выстроить церковь и предназначить ее архистратигу Мише. Жить Павлу, по словам монаха, осталось столько, сколько букв должно быть в надписи над воротами Михайловского замка, строящегося заместо обещанной церкви.
Павел, очевидно, возмутился таковой неблагодарности и отдал приказ опять заточить Авеля в ту крепость, откуда его и выпустил. И он провел там столько же, сколько при прошлом заточении — 10 месяцев и 10 дней. Ровно до того времени, пока не реализовалось и это его пророчество… Правда, считается, что Павел, хоть и был зол на монаха, но все таки повелел записать все его предсказания относительно династии Романовых и запереть в ларце, который дозволялось вскрыть ровно через 100 лет после денька смерти царя.
Самого же Авеля под конвоем доставили в Соловецкий монастырь и воспретили ходить по Рф и смущать разумы. Но Авель и не собирался бродить — он засел за новейшую книжку, в какой обрисовал пожар 1812 года и остальные страхи войны с французами. Эти пророчества так потрясли тех, кто их прочитал, что 3-я книжка Авеля попала в руки третьего правителя — Александра I. Юный правитель тоже не обрадовался такому предсказанию и отдал приказ заточить Авеля в кутузку на Соловках и не выпускать оттуда, пока не реализуется предсказанное.
А оно реализовалось. Тогда Александр повелел, чтоб пророк прибыл к нему в Петербург, прислав даже средства на проезд и паспорт. Правда, игумен Илларион, который очень плохо обращался с заключенным в кутузку монахом, боясь королевской немилости никак не желал того отпускать. И только получив пророчество о смерти собственной и всех других монахов обители, ужаснулся и спровадил Авеля. Правда, это не посодействовало и предсказание реализовалось — странноватая болезнь унесла и самого Иллариона и его подопечных.
А Авель прибыл в Петербург и имел беседу с князем Голицыным. Непонятно, что он там ему наговорил, но Голицын поторопился выслать Авеля в паломничества по святым местам и всеми силами препятствовал его встрече с царем. Более того, был издан указ, которым монаху Авелю воспрещалось на публике пророчествовать и вообщем творить пророчества. За ослушание угрожала кутузка.
Потому Авель достаточно длительно ничего не предрекал, а только путешествовал по святым местам и переписывался со авторитетными дамами и вельможами, которые не теряли надежду получить от него какое-либо ценное предсказание.
Но за годы жизни в Серпуховском Высоцком монастыре, Авель все-же написал еще одну книжку "Житие и страдание отца и монаха Авеля", намекнув заглавием на свою святость. В книжке было много сложных и непонятных магических рисунков, описание сотворения мира и подробный рассказ о его жизни, встречах с царями, о видениях и странствиях.
Александру I, конечно, докладывали о новых пророчествах Авеля, которые гласили о погибели правителя, но правитель никаких карательных мер относительно него не принял. Может быть, поэтому, что получил схожее прорицание от Серафима Саровского. Оба "прогноза", как понятно, реализовались.
Потому Авель мог расслабленно пророчествовать и далее, что он и делал. Сейчас он во всеуслышание гласил о судьбе нового правителя — Николая I. Но наученный горьковатым опытом монах — после того, как его пророчество облетело Москву и Санкт-Петербург — скрылся из монастыря и ударился в бега.
Но Николай I юмора не осознавал и предсказателей не страшился. Авеля достаточно стремительно изловили — в его родной деревне, куда он возвратился после многих лет, и заключили в арестантское отделение Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря.
Оттуда Авель уже не вышел. Погребен этот умопомрачительный человек за алтарем монастырской Никольской церкви. Ни одна из его книжек — а непонятно даже точно, сколько он их написал три либо 5 — не сохранилась. Записи пророчеств, которые были в ларце, доставшемся Николаю II, также пропали. Все предсказания "российского Нострадамуса" известны только из писем и документов, клочками и неточными цитатами.
До нас дошли немногочисленные сведения о самой ужасной книжке, написанной Авелем — книжке о приходе Антихриста. Типо монах указал точную дату конца света. Но где на данный момент эта книжка и кто ее читает — непонятно. Может быть, это даже и к наилучшему — и так хватает темных пророчеств и недобрых предсказаний в нашем неблагополучном мире.
Анастасия Рогова