Никита КРАСНИКОВ
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» вчера достигнули дна океана на Северном полюсе. Оно оказалось желтого колера. На борту «Мир-1» находились профессор-океанолог Анатолий Сагалевич, управлявший батискафом, также узнаваемый полярник зампред Госдумы Артур Чилингаров и заместитель председателя Комитета Госдумы по штатскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.Исследователи провели на глубине 4261 метр практически два часа. К «Миру» они прикрепили клетку-приманку с рыбой, чтоб местная фауна попала под прицел видеокамер. Полчаса спустя на глубине 4302 метра сел на дно океана (оно оказалось желтоватого цвета) и «Мир-2» с интернациональным экипажем: пилот-россиянин Евгений Черняев, австралиец Майк Макдауэлл и швед-миллионер Фредерик Паулсен. Последнему путешествие в составе экспедиции обошлось в 3 миллиона баксов. Проведя в общей трудности 8 часов 40 минут под водой, «Мир-1» удачно поднялся на поверхность.
Никита КРАСНИКОВ.
КАК ПОГРУЖАЛИСЬ БАТИСКАФЫ
ПОДРОБНОСТИ
«Под давлением воды батискаф застонал...»
Корреспондент «КП» дозвонился на глубину более 4000 метров и первым из журналистов пообщался с экипажем №1
Вчера, когда 1-ый батискаф готовился к всплытию, нам удалось связаться с членами его экипажа Артуром Чилингаровым и Владимиром Груздевым.
- Алло, как настроение?
А. Чилингаров: - Приподнятое, хотя мы уже практически час на деньке океана!
- Как погружение?
В. Груздев: - Когда оно началось, мне сходу вспомнилась песня: «Работа у нас такая, работа наша обычная...»
А. Чилингаров: - Нормально все прошло. В штатном режиме.
В. Груздев: - ...И, естественно, непередаваемое чувство, когда над головой через голубоватый лед лучами проходит свет, а понизу - темная неизвестность. Это незабвенно!
- А самое сильное воспоминание?
В. Груздев: - На глубине, похоже, под наисильнейшим давлением воды батискаф застонал, да так очень, что могло показаться, что на данный момент нас сдавит...
А. Чилингаров: - Приземление на дно было мягеньким.
- Что вы видите в иллюминатор?
А. Чилингаров: - Темная пустота вокруг. Тут же мрачно... Правда, прожекторы освещают кусок грунта.
- А жителей морских глубин там не видно?
А. Чилингаров: - Поначалу не было видно. А позже мы увидели каких-либо маленьких созданий, кое-чем схожих на креветки. Но подробнее об этом мы побеседуем, когда встретимся с учеными.
- С астронавтами связывались?
А. Чилингаров: - Да, они молодцы: дозвонились до нас с орбиты! (Экипаж батискафа общался с экипажем Интернациональной галлактической станции Олегом Котовым и Федором Юрчихиным. - А. Г.) Федор и Олег поздравили нас с достижением полюса, правда, произнесли, что им нас из космоса не видно.
- О чем еще гласили?
В. Груздев: - Ребята спрашивали, не жутко ли нам на таковой глубине? Ну мы ответили, что нет. Они сравнили наше погружение с полетом в космос, произнесли, что это - как 1-ый шаг на Луне. Приятно...
- Длительно гласили?
В. Груздев: - Минут 15...
- Вы же Русский флаг установили на деньке...
А. Чилингаров: - На подводной верхушке планетки! Это капсула метровой высоты в виде флага Рф. Она из титана, не опасается коррозии, так что сейчас всегда будет тут. Там, снутри капсулы, - Русский флаг, а еще - талисман общенационального проекта «Сердце Мира», свиток с пожеланиями будущим поколениям, флаг «Единой России».
В. Груздев: - Сейчас пора домой.
А. Чилингаров: - Да, самая тяжелая задачка и более рискованная - возвратиться на поверхность океана. Там есть полынья, в которую нам и нужно попасть.
- А в чем главный риск?
А. Чилингаров: - Мы должны оказаться на поверхности до того, как иссякнут припасы воздуха и сядут батареи на борту батискафа. Пойдем в полной мгле, ориентируясь на радиомаяк...
Александр ГАМОВ.
Благодарим пресс-службу экспедиции и лично Александра Бегака за компанию сеанса связи.
КОММЕНТАРИЙ Спеца
Ассистент директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Сергей БАЛЯСНИКОВ:
- В первый раз человек «пощупал» дно Северного Ледовитого океана на самом полюсе. Уникальность погружения и в том, что ранее на таких глубинах подо льдом никто еще не бывал. Очень почти все зависело от искусства пилотов и их координации со службами на борту корабля «Академик Федоров». Ведь работе аппаратов повсевременно мешали дрейфующие льды, сильные течения и отсутствие обычной системы навигации.