Гребни помогали утконосым динозаврам переговариваться. Исследование структуры их черепов позволило выяснить, какие звуки могли издавать и слышать гадрозавры. Послушать подобный рёв можно и сейчас – достаточно долететь до Австралии и найти там казуаров.
Природу трудно обвинить в отсутствии фантазии и, как и у настоящих архитекторов, даже самые на первый взгляд причудливые созданные ею элементы – завёрнутые в спирали рога, раздвоенный язык или хвост с кисточкой – несут определенную функциональную нагрузку. И именно с замеченной Дарвиным и его предшественниками связи между функцией и внешним видом началось развитие современной теории эволюции.Конечно, многие приспособления животных до сих пор остаются для нас лишь причудливыми украшениями, особенно когда дело касается вымерших представителей фауны, понаблюдать за которыми вживую уже не удастся. Тут на помощь приходит детальный анатомический анализ, позволяющий восстановить микроструктуру, а вместе с ней и функции.
На это раз компьютерная томография помогла ученым «воспроизвести» голоса давно исчезнувших с лица Земли утконосых динозавров.
Звуки, восстановленные исследователями из Университета Огайо Дэвидом Эвансом, Джеком Хорнером и их коллегами, лучше назвать рёвом: эти динозавры общались низкими, протяжными и просто ужасающими звуками.
Как предполагают палеонтологи, для этой цели использовались выросты на черепе, различавшиеся по форме – от длинных и узких до гребней в стиле Элвиса.
Эванс считает, что проделанная ими работа впервые достоверно доказывает, что по крайней мере некоторые динозавры использовали звук для общения. Конечно, трудно сказать, заигрывали ли рептилии со своим партнером или предупреждали сородичей об опасности, но в любом случае именно подобные трубные звуки были максимально эффективны на больших расстояниях и в условиях густых джунглей.
Эти выводы стали возможными благодаря детальному анализу черепов молодых и взрослых гадрозавров нескольких видов: Corythosaurus casuarius, Hypacrosaurus stebingeri и altispinus и ещё нескольких динозавров рода Lambeosaurus.
Несмотря на то что и мозг, и другие мягкие ткани давно покинули череп, а кости окаменели, ученые смогли примерно восстановить их структуру с помощью компьютерной томографии и сопоставления с анатомией ныне живущих рептилий. Это было нелегкой задачей, особенно с учетом малого сходства динозавров с любым из современных животных.
С самого начала ученые пошли вразрез с имеющимися представлениями. Долгое время предполагалось, что расширенные полости предназначались, чтобы увеличить площадь, покрытую обонятельными рецепторами. (Спорное утверждение. В литературе на этот счет уже очень давно было две гипотезы: гребень - резонатор для звуков, или резервуар для воздуха при нырянии - кстати, одно другому не мешает. - прим. www.ammonit.ru) Однако изучив данные трёхмерной реконструкции окаменелостей, палеонтологи пришли к выводу, что часть мозга, ответственная за органы чувств и обоняние в частности была очень маленькой. Более того, ученые доказали, что ходы гребней развились отдельно от носовой полости, так что назвать эти гребни «побочным продуктом» никак нельзя.
Выводы об упомянутых трубных звуках хотя и косвенные, но на сегодняшний день являются самыми достоверными свидетельствами использования динозаврами голосового общения.
Восстановив структуру внутреннего уха, ученые обнаружили, что оно как нельзя кстати подходит для восприятия вышеописанных звуков. Тем более что комплекс «воздушные ходы – гребни – внутреннее ухо» присутствовал у всех особей изученных видов – как у молодых, так и у взрослых, как у самцов, так и у самок.
На что-то подобное способны и каузары – нелетающие птицы, три сохранившихся австралийских вида которых напоминают страусов.
Эндрю Мак, специализирующийся на изучении этих птиц, в интервью Discovery сравнил эти звуки с ревом слона, и нисколько не удивился новой информации. Ведь «черепа и гребни этих динозавров очень похожи на казуарьи»; недаром один из видов ламбеозавров даже назван в честь этих птиц. Кроме них похожим строением внутреннего уха обладают крокодилы и аллигаторы, так что, возможно, именно в частотном диапазоне их рёва происходило общение в эпоху динозавров.
На иллюстрации: реконструкция черепа неполовозрелого и молодого зрелого гадрозавров рода Corythosaurus, созданная с помощью компьютерной томографии окаменелостей. Носовая полость показана зелёным, мозговая – фиолетовым цветом. Структура и размер мозга и слуховых костей позволяли этим динозаврам слышать звуки, которые возбуждались при использовании гребней в качестве резонаторов, и осуществлять сложное общение. Обратите внимание на некоторую недоразвитость гребня у незрелого динозавра.