Лошадь, покровительница наступающего 2014 года, является отнюдь не мифическим существом, а самым что ни на есть реальным. И не таким уж экзотическим – ведь лошади обитают по всему земному шару и издавна были приручены человеком. И все же не случайно лошадь так часто встречается в сказках и мифах.
По-видимому, лошади обожествлялись еще с незапамятных времен. Так, в Британии найдены рисунки каменного века, изображающие людей в лошадиных масках. В индоевропейской мифологии пара коней является символом божественных близнецов. В Древней Индии это Ашвины, в Древней Греции – Диоскуры, у англосаксов – Хенгист и Хорса… Богов в разных культурах часто изображали разъезжающими по небосклону на колесницах, запряженных огненными скакунами – таковы, например, образы шумеро-семитского солнечного божества Мардука, древнегреческих богов Гелиоса, Фаэтона, Аполлона, Феба. А многие античные божества и сами принимали облик жеребцов и кобылиц: таковы Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес…Во многих древних мифах фигурируют волшебные кони, наделенные способностью летать. Так, изображение крылатой лошади можно увидеть на ассирийских барельефах и монетах эпохи Карфагена. В Древнем Китае крылатый конь, несущий на спине Книгу Закона, является символом удачи и богатства. У древних греков таким персонажем является крылатый Пегас, родившийся из туловища обезглавленной Персеем Медузы Горгоны. Пегас был укрощен героем Беллерофонтом при помощи узды, подаренной ему богиней Афиной. Именно это существо помогло Беллерофонту победить чудовище Химеру. Специалисты по античной мифологии связывают Пегаса с богами Зевсом и Посейдоном. А еще он является символом поэтического творчества: согласно мифу, именно этот чудесный летучий конь ударом копыта открыл источник перед Гиппокреном на горе муз Геликон…
У греков есть божество Пotnia ippon («хозяйка коней»), у древних индусов - Drvaspa («хозяйка благоденствующих лошадей»), у кельтов - Эпона («богиня лошадей»).
Древнеславянский эпос гласит, что изначально конь явился из чрева Змея Горыныча, убитого Перуном, и был связан с Навью, как славяне именовали потустороннее царство, по аналогии с Явью – физическим миром. В одной из древних легенд говорится о кобыльей голове, что живет в избушке посреди лесной глуши. Тем, кто попадает в избушку, она дарует Долю или Недолю…
С детства нам хорошо знакома сказка о Сивке-Бурке. По сюжету умирающий отец завещает своим сыновьям три ночи подряд сторожить свою могилу. Но завет исполняет лишь один младший сын – Иванушка-дурачок. В награду за послушание он получает волшебного коня, помощника во всех делах. Чтобы вызвать его из потустороннего мира, необходимо произнести следующее заклинание: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!».
На самом деле «сивка-бурка» означает всего-навсего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» - темно-рыжий, «каурый» - огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…
Корни этой русской народной сказки, как и у многих других, растут из древнеславянской мифологии. По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка - обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
Белый – это цвет потусторонней реальности, недаром привидений чаще всего представляют и изображают в белом цвете. В различных культах используют, как правило, только белых лошадей. Так, в Древней Греции их приносили в жертву, а в библейском Апокалипсисе упоминается «конь блед», на котором едет верхом Смерть. Четыре же всадника Апокалипсиса символизируют войну, смерть, голод и эпидемию (мор). А в германских народных преданиях Смерть появляется сидящей верхом на тощей белой кляче.
Встречаются в мифологии и черные кони. На них скачет древнегреческая богиня подземного мира Персефона.
Во многих же сказках лошадь вообще является существом невидимым: «В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят», «..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка, «не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить».
Так что Лошадь, несмотря на всю свою кажущуюся обыденность, – существо весьма и весьма непростое. В наступающем году нас ждет много взлетов и падений, но будем надеяться, что покровительница года «вывезет»!