Среди животных, как и среди людей, есть агрессивные и спокойные — не в том смысле, что хищник должен быть более злым, чем жертва, а в смысле взаимоотношений внутри одной и той же популяции одного и того же вида. И, как и нам, животным важно знать, кто перед ними, драчун или тихоня. Агрессивное поведение обычно проявляется в особых сигналах, и если говорить о певчих птицах, то такими сигналами становятся специальная песня и подрагивание крыльев.
Конечно, у одной и той же особи могут быть хорошие дни и плохие, когда даже закоренелые агрессоры ведут себя тихо. Однако считается, что внешние сигналы довольно адекватно отражают настроение индивидуума и что если, например, драчливый воробей особым образом поёт и подёргивает крыльями, то он непременно хочет с кем-то «выяснить отношения».Но это, как оказалось, не совсем так. Как и люди, птицы часто стараются ввести соседа в заблуждение насчёт своей агрессивности, поэтому соответствующая демонстрация так и остаётся демонстрацией. Обнаружили это зоологи из Вашингтонского университета в Сиэтле (США), которые наблюдали за поведением певчих зонотрихий, мелких воробьинообразных, обитающих почти повсеместно в Северной Америке. Сначала учёные заметили, что агрессивные сигналы у зонотрихий не всегда соответствуют дальнейшему поведению: никаких атак птицы не предпринимали. Можно было бы решить, что это просто случайное «помрачение», которое нашло на конкретную особь, однако дальнейшие наблюдения показали, что это не так.
В боевых песнях самцов зонотрихий есть вариабельная часть, которая выражает текущие намерения: готов он к драке или нет. Оказалось, что некоторые птицы регулярно, из сезона в сезон используют, так сказать, слишком боевые песни, но при этом в бой не вступают. Иными словами, такие самцы блефуют, нагнетая напряжение и надеясь, что их противник отступит. Следовательно, обманное поведение оказалось не случайностью, а вполне ясной стратегией, стабильно практикуемой некоторыми самцами. Плюсы от этого очевидны: настоящая драка может нанести серьёзный ущерб, да и исход её предсказать невозможно, так что стоит сделать всё, чтобы её не допустить.
Однако попутно зоологи обнаружили другую странную фракцию самцов, которая исполняла «недоагрессивные» песни, но при этом регулярно лезла в драку. Здесь тоже имел место блеф, но с обратным знаком: противника старались уверить в том, что, хотя самец и готов к сражению, но не сейчас, позже. С одной стороны, это можно объяснить каким-то дефектом голосового аппарата или вокальной неумелостью самцов: они бы и хотели пропеть честную агрессивную песню, но не могут.
С другой стороны, возможно, для таких вояк сражение оказывается по-любому более выгодным, чем обменная тактика. Вероятно, что это своеобразные «легионеры», которые могут заведомо победить любого противника. Но что тут вернее, зоологи пока не выяснили.