Чтобы произвести впечатление на самку, шалашник, возводя свои куртуазные постройки, намеренно нарушает законы перспективы. Самцы шалашников ухаживают за самками на специально оборудованных участках для тока. Сначала птица возводит из прутьев и веточек две параллельные стены, действительно напоминающие шалаш.
Между этими стенами остаётся проход, соединяющий две сцены-площадки с обеих сторон шалаша. Эти площадки и «улицу» между ними самец выкладывает самыми разными предметами, от костей и камней до цветных ракушек. Сооружение должно понравиться самке настолько, чтобы она позволила спариться.Исследователи из Университета Дикина (Австралия) обнаружили, что в таком украшательстве есть своя система, и даже более того: оказалось, что самцы используют оптическую иллюзию, чтобы привлечь внимание самки. А те в свою очередь оценивают, насколько умелым оказался самец-«фокусник».
В статье, опубликованной в журнале Science, учёные пишут, что шалашник выкладывает более мелкие предметы поближе к тому месту, с которого обычно смотрит самка, а объекты покрупнее, наоборот, кладёт подальше от неё. Таким образом, шалашники нарушают перспективу: ведь обычно то, что находится дальше от нас, кажется нам меньше расположенного вблизи. У этих же птиц получается так, что предметы, выложенные на площадке перед шалашом, кажутся одинаковыми, независимо от того, насколько далеко они располагаются от наблюдателя.
Зоологи берутся утверждать, что это не случайно: если порядок был нарушен и перспективу восстанавливали, самцы возвращали всё обратно на свои места. При этом самки, очевидно, предпочитали тех кавалеров, которым этот «фокус» особенно удавался. Ну а главную роль тут играли два параметра — диапазон величин предметов, используемых для украшения, и ровность перехода между ними. То есть чем больше была разница между маленькими предметами вблизи и большими вдали и чем глаже был выполнен переход между ними, тем более искусным считался самец.
В действительности мы не знаем, как птицы воспринимают оптические иллюзии. Лишь про попугаев и голубей известно, что они могут «оценить» такого рода фокус. Вдруг шалашники окажутся далеко не единственной группой, способной использовать оптическую «магию» в своих целях?