Собака и волк генетически очень близки, но собака стала «другом человека», а волк — нет. Как полагают исследователи из Массачусетского университета в Амхерсте (США), всё дело в различном сенсорном опыте, который переживают маленькие волчата и щенки домашних псов к тому моменту, когда им пора социализироваться.
Как пишут исследователи в журнале Ethology, и волчата, и домашние щенки познают разные впечатления примерно в одно и то же время. То есть понимать запахи они начинают с двухнедельного возраста, звуки — с четырёхнедельного, полноценное зрение формируется только к шестой неделе. Однако между волчатами и щенками есть разница в так называемом периоде социализации. Когда у домашнего щенка наступает этот период, он бродит и без страха знакомится с окружением: всякий новый объект вызывает в нём любопытство, будь то человек, лошадь или кошка. Дружеское отношение, которое установилось в этот период, останется у собаки на всю жизнь. А вот когда исследовательский период заканчивается, всякий новый сигнал в первую очередь будет вызывать настороженность и страх.У волчат тоже есть период социализации, но (это важно) если у собак он начинается в четырёхнедельном возрасте, то у волков — в двухнедельном. Волчата в этом возрасте ещё глухи и слепы, и единственное, чем они исследуют окружающий мир, — это нос. Когда волчата начинают слышать и видеть, первые же слуховые и зрительные сигналы вызывают у них страх и тревогу. Обычные же щенки своего хозяина, например, в период социализации и видят, и слышат, и чуют, а потому социальные связи с хозяевами (и, скажем, с их кошками) будут прочнее. Можно сказать, что у собак и волков характер взрослой особи определяется детскими впечатлениями — совсем как у человека.
Из этого следует один побочный, но важный практический вывод: если хотите, чтобы ваша собака души в вас не чаяла, присоединяйтесь к её воспитанию как раз в это исследовательско-социализирующее время, которое у щенков наступает к концу первого месяца. С волком такую штуку тоже можно проделать, но уж больно хлопотно, пожалуй, выращивать двухнедельного слепого и глухого волчонка без помощи его матери.
Кроме того, полученные данные ещё раз говорят о том, что дело не столько в числе общих генов, сколько в их управлении. Важно не то, какие гены работают, а то, когда и в какой последовательности они включаются.