Миролюбие и «помешанность» на сексе бонобо, равно как агрессивность и нетерпимость шимпанзе обыкновенного, связаны с особенностями эволюции их головного мозга. У бонобо, как выяснилось, сильнее развиты нервные связи в лимбической системе, ответственной за эмоции и взаимопонимание.
Исследователи из Университета Эмори (США) выполнили работу, находящуюся на стыке анатомии, нейрофизиологии и психологии. Он решили посмотреть, чем различаются мозг шимпанзе обыкновенного и шимпанзе карликового (бонобо). Обе обезьяны имеют общего с нами предка, от которого 6 млн лет назад и пошло разделение на человека и шимпанзе. Ну а пути самих шимпанзе, карликового и обычного, разошлись всего 1–2 млн лет назад.Удивительно, но, несмотря на сверхблизкое родство, в их поведении наблюдаются просто радикальные различия. Шимпанзе в общении с себе подобными агрессивны и нетерпимы; бонобо — толерантнее, игривее, сексуальнее, демонстрируют высокие навыки эмпатии, но и более тревожны при этом. Шимпанзе любой конфликт в группе разрешают дракой, бонобо снимают напряжённость игрой либо сексом (их ещё называют «обезьянами, прочитавшими Камасутру»). По словам одного из исследователей, Джеймса Риллинга, оба вида представляют как бы две разные стратегии поведения, которые можно найти в человеческом сообществе, и имя им дипломатия и агрессия.
Для того чтобы влезть обезьянам в голову, исследователи использовали специфическую методику трактографии головного мозга. Метод, основанный на диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии, позволяет визуализировать ориентацию и целостность проводящих путей головного мозга in vivo. Оказалось, что у бонобо более развиты проводящие пути между основными частями так называемой лимбической системы, ответственной за формирование эмоций: амигдалой, гипоталамусом и островковой долей. Амигдала и островковая доля считаются «главными по эмпатии» в нашем мозгу. Кроме того, у бонобо открылись прочные связи между амигдалой и префронтальной корой. На уровне поведения это означает вот что: когда амигдала чувствует, что наши поступки неприятны кому-то рядом, за счёт этого проводящего пути мы можем скорректировать поведение в «более социальную» сторону.
Но и у шимпанзе нашлись свои «бонусы». По результатам исследования, у этих обезьян оказались чрезвычайно развиты системы проведения зрительного сигнала и анализа зрительной информации. Именно за их счёт шимпанзе могут не в пример лучше, чем бонобо, использовать подручные инструменты.
В целом же по результатам подобных работ можно делать далекоидущие выводы о связи поведенческих особенностей человека с нейроанатомической картой его головного мозга.