Новое достижение учёных прежде всего кажется возможностью для однополых пар заводить "собственных" детей, но это теория. На практике речь пока идёт о сохранении исчезающих видов, животноводстве и совершенствовании технологий "обычной" репродукции человека.
Первым делом учёные взяли у самцов грызунов клетки соединительной ткани, фибробласты. Из них были получены индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS-cells) – аналог эмбриональных стволовых. В ходе опыта около 1% полученных iPS-клеток спонтанно утратили Y-хромосому, то есть из мужских XY-клеток превратились в генетически женские типа XO.
Затем XO-клетки генетики внедрили в бластоцисты (зародыши), изъятые у самок мышей. Потом бластоцисту с iPS-клетками пересадили суррогатным матерям, которые выносили и родили химер – самок с хромосомным набором ХО/ХХ, в котором присутствовала одна Х-хромосома, взятая из фибробластов самцов в начале эксперимента.
Наконец произошло спаривание самок-химер с нормальными самцами, и в результате на свет появилось необычное поколение: некоторые "потомки" (обоих полов, кстати) теперь могут похвастаться двумя генетическими отцами. Упрощённо говоря, они унаследовали черты от двух мужчин, но не от самок. (Кстати, мыши с двумя матерями тоже существуют.)
Исследователи отмечают, что провокационные возможности для однополых пар действительно открываются, но детально говорить об этом смысла нет: до экспериментов с iPS-клетками на людях ещё очень далеко. О чём можно рассуждать всерьёз, так это о развитии техники экстракорпорального оплодотворения, об улучшении пород скота и сохранении видов в случаях, когда важно усилить выгодные черты отцов без внесения наследственности от самок.