Украина проводит политику постепенного заселения чернобыльских территорий, хотя качество жизни ее населения и без того снижается. Киевский генетик Вячеслав Коновалов призывает делать это крайне осторожно. По его словам, радиоактивные мутации в стране еще только начинаются.
За четверть века несколько утихла боль чернобыльских жертв, и сторонники атомной энергетики вновь уверяют общество в необходимости строительства АЭС – самых экономичных, эффективных и безопасных. Однако есть и другие ученые – те, что, преодолевая сопротивление властей, продолжают изучать, как Чернобыльская катастрофа продолжает воздействовать на биосферу. Один из таких исследователей – киевский генетик, профессор Национального университета им. Т. Г. Шевченко Вячеслав Коновалов. В свое время он собрал редкостную коллекцию мутантов, появившихся на свет после аварии. Сегодня ее можно увидеть только на фотографиях. Часть их выставлена в экспозиции Киевского музея Чернобыля.Физически этой коллекции уже не существует. Ее уничтожили, несмотря на всем понятную научную ценность экспонатов. Ученый собирал их на свой страх и риск, преодолевая противодействие всех структур, которые не были заинтересованы в том, чтобы правда о чернобыльском взрыве стал общеизвестной.
Вскоре после катастрофы профессор Коновалов переехал в Житомир, где возглавил кафедру в сельскохозяйственном институте. В течение нескольких лет с помощью студентов он собрал эмбрионы животных-мутантов, появившихся на свет после аварии.
Помогали ученому те, кому было поручено препятствовать – работники обкома партии, милиционеры, сотрудники КГБ. Порой Вячеслав Сергеевич откровенно беседовал со многими из них: представь, что у тебя родится внук с аномалией! Люди задумывались и зачастую понимали, что у него не праздный интерес. Из 25 районов области в десяти ему оказывали поддержку. У детей пяти районных руководителей были проблемы, связанные не только с радиацией, но в целом с экологией.
Генетик поместил колонию мух-дрозофил в ампулу с воздухом, взятым в зоне радиусом десятков километров от АЭС. Мухи успевают оставить 42 поколения в год, поэтому за год Коновалов изучал мутации такой длительности, которая у людей соответствовала бы примерно 800 годам. Помимо радиоактивных веществ, он добавлял дрозофилам водку, кофе, выхлопные газы, яды. Уже в третьем поколении у мух проявлялись аномалии: одни насекомые рождались без лапок, другие без крыльев, третьи с бесцветными глазами…
Ученый пришел к выводу: радиация действует не сама по себе, а вместе с другими факторами загрязнения. Экологическая обстановка на Украине и до аварии на АЭС была тяжелой: годами накапливались химические и бактериологические загрязнения. Новорожденный жеребчик с восемью копытами мог, конечно, появиться и без взрыва. Но после аварии частота рождения уродов возросла вдвое-втрое. Все неблагоприятные факторы, что существовали до аварии, резко активизировались благодаря радиации. Сработал эффект их взаимного усиления.
Когда после войны рассчитывался норматив предельно допустимой для человека радиации, предельную дозу приняли в 10 рентген. Но тогда было значительно меньше других экологических проблем. Поэтому теперь ученые считают, что даже малая концентрация радиации поражает наследственный аппарат. Она угнетает мельчайшие дефекты в цепочках ДНК.
У каждой женщины примерно 200 тысяч яйцеклеток. Обычно до 10% из них – с аномалиями. После аварии на АЭС эта цифра выросла до 20%. До весны 1986 года бесплодными оказывались 10% всех браков, заключенных на Украине, сейчас – 22%. По статистике Коновалова, частота мутаций у новорожденных на Украине – 25%, в то время как в мире – 8%.
На одной из фотографий – странные ели: метра на полтора от земли они "лысые" и узловатые, а выше – густо зеленые, причем хвоя яркая и иголки вдвое длинней, чем у обычных деревьев. Автор снимка, профессор-радиобиолог Анатолий Болох много лет изучает чернобыльские растения-мутанты. Листком липы можно обернуть школьную тетрадь. Подорожник вымахивает выше колена.
Правда, такие изменения можно поставить на службу людям, считает ученый. Корни растений-гигантов мощно вытягивают из почвы радионуклиды, они очищают гумус со скоростью 1 см в год. При разумном подходе можно высевать культуры, не воспринимающие радиацию – пшеницу, мяту, и постепенно вернуть к жизни выведенные из оборота земли.
Украина проводит политику постепенного заселения загрязненных территорий. Хотя численность населения, качество и продолжительность жизни и без того снижаются. Если уж осваивать отселенную зону, то хотя бы выборочно, пятнами, тем более, территория картирована – можно хотя бы не касаться самых пораженных участков земли.
Сегодня Коновалов продолжает мониторинг трансмутаций. И наблюдает ускорение внутриклеточной селекции элементов ДНК на устойчивость к поражающей радиации. Образно говоря, общий принцип остается тем же, что всегда в живой природе: слабейшие вымрут, сильные приспособятся. По законам генетики, максимум последствий чернобыльской аварии должен проявиться в третьем поколении. Значит, лет через 10-15 начнут рождаться внуки тех, кто подвергся действию радиации. Можно ожидать у них нарушение половой функции – невыхождение яичек у мальчиков, слипание анального отверстия, проблемы зрения, слуха…