Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила, совпадавшее с летним солнцестоянием, было более принципиальным событием их календаря. Нил заливал большой район и, отступая, оставлял большое количество темного ила, который был потрясающим удобрением — так потрясающим, что в год собиралось по несколько урожаев.
Географически ( см. карту слева) Старый Египет делился на два района — узкие (около 3 км.) полосы , тянущиеся повдоль берегов Нила на 600 км. - Верхний Египет, и необъятные земли треугольной по форме Дельты у впадения его в Средиземное море (Нижний Египет).Это природное деление привело к тому, что появились два королевства — Верхнего и Нижнего Египта. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся недалеко от Иераконполя; покровительницей городка числилась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Буто; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры.
Как два королевства относились друг к другу в додинастические времена, непонятно. Египтологи считают, что в первый раз королевства были объединены Менесом, могущественным властелином Верхнего Египта, которого называли "владыкой скорпионов". Считается, что приблизительно в 3100 году до н.э. он сразил Нижний Египет, объявил себя королем объединенной страны и основал первую династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и всходит к золотому веку, когда обоими королевствами правили боги. Вообщем египетская хронология это отдельная тема . Подробнее >>>
Факт существования 2-ух царств не забывался никогда, и всех фараонов назвали "Властелинами 2-ух Государств" либо "Царями Верхнего и Нижнего Египта". Обе святые покровительницы — Эджо и Некхебет распространили свое благоволение на местность всего Египта и стали изображаться с двойной короной — красноватая обозначала Нижний Египет, а белоснежная — Верхний.
Всего Египтом правили со времени объединения страны Менесом 30 две династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся тут после завоевания Египта в 332 году до н.э. Александром Величавым. Последней царицей до 30 года до н.э., когда могучий Рим сделал Египет своим владением, была Клеопатра. Долгая история династического правления — с 3200 по 30 годы до н.э. — археологами разбита на несколько периодов; каждый включает несколько династий. Для нашего исследования важнейшим является время Старого Королевства, именуемого "эрой пирамид". Оно содержит в себе династии с Третьей по Шестую (ок. 2686-2181). Этот период д-р Эдварде именовал "расцветом эры пирамид"; самый же апофеоз этой эры приходится на Четвертую династию, во время которой были построены более превосходные Пирамиды.
Столицей собственного королевства Менес выбрал Мемфис, город посреди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала Дельты, имело и политическое, и символическое значение, так как конкретно тут проходила граница меж Нижним и Верхним Египтом. Во времена Нового Королевства столицей стали Фивы в Верхнем Египте, но Мемфис продолжал процветать приблизительно до середины первого века нашей эпохи.
В наше время от этого некогда прекрасного городка не осталось практически ничего — меж пальмами, возрастающими на месте бывших дворцов и храмов, на данный момент пасется домашний скот.
В нескольких километрах к западу от , Мемфиса, размещен старый некрополь Саккара, место погребения Царственных особ, которое использовалось по собственному предназначению в протяжении практически всей истории Старого Египта. Конкретно там находятся именитая ступенчатая пирамида Джосера и несколько других пирамид наименьшего размера, а именно, пирамида Унаса, последнего фараона Пятой династии. На обратной Мемфису стороне реки, приблизительно в 30 километрах к северу, находится знаменитый священный город Анну ( Библейский Он либо Гелиополь, как его позже окрестили греки) религиозный центр старого Египта. Конкретно жрецам Гелиополя принадлежала главная роль в осуществлении церемоний муниципального культа; эта школа мудрости, о которой с огромным почтением отозвался Геродот, была обширно известна даже до периода Птолемеев.
В Гелиополе существовал священный бугор, с которого, как говорило предание, в первый раз взошло Солнце, и конкретно на этом месте была построена священная колонна во времена, предыдущие эре пирамид. Сначала этой эры она была заменена еще больше священной реликвией - Камнем БенБен. Считается что конкретно этот культ привёл к появлению пирамид.
При слове Пирамида. мы, естественно, представляем три самые именитые пирамиды на пустынном плато Гизе (в текущее время практически поглощенные Огромным Каиром ) . Гиза находится на самой границе с пустыней, на обратном от Гелиополя берегу реки, малость выше по течению Нила. В Гизе находится еще огромное количество маленьких пирамид-"спутаиков", также наименее значимых по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно, знаменитый Большой Сфинкс. Но есть и ещё несколько полей пирамид : в Дашуре, Саккара, Абусире и Завиет эль-Ариане, а приблизительно в 6 километрах к северо-западу от Гизе, в Абу-Руваше, находится место, где во времена Четвертой династии была построена еще одна большая пирамида. От этой пирамиды к истинному времени остались только фундамент и часть основания.
Существует погребальное сооружение в Медуме, но оно размещено приблизительно в шестидесяти 5 километрах к югу от Саккара, и его не считают частью Мемфисского некрополя, так как под последним предполагается район в 30 км длиной на четыре шириной.
Километрах в семнадцати к северу от Гизе, приблизительно на той же широте, что и Гелиополь, размещен очередной принципиальный центр: старый город Кхем, нареченный позже Летополем. Этот город в дельте Нила когда-то был связан с именованием Гора — бога с головой орла, и в нем сохранился храм, более старый, чем пирамиды.
Понятно, что Летополь существовал еще до эры строительства пирамид, и многие египтологи верили, что город был географическим центром, относительно которого измерялись расстояния в Старом Египте. Согласно Уэйнрайту, Летополь носил заглавие «Город удара молнии» из-за того, что был плотно сплетен с метеоритным культом и был нацелен строго на запад от Храма Феникса в Глиополе.
Таким макаром, город являлся геодезической точкой, к которой по меридиану была привязана Величавая пирамида, а по широте - Гелиополь, где хранился камень Бенбен. Летополь вроде бы служил дорожным знаком, указывающим «дорогу Осириса на небо», и связывал, по меридиану и широте, Бенбен и Величавую пирамиду.
--------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЯ :
1. Камень БенБен и Пирамидионы
Бенбен - загадочный камень предположительно конической формы и инопланетного происхождения сыграл в религиозных миропониманиях старых египтян гигантскую роль.
БенБен находился в Храме феникса (может быть, стоял на священной колонне), и служил эмблемой этой знаменитой галлактической птицы, способной к воскрешению и повторному рождению, олицетворяющей цикличность смены времен года.
В искусстве Старого Египта феникса обычно изображали в виде сероватой цапли, может быть, из-за того, что эта цапля каждый год совершает перелеты. Было поверие, что возникновение феникса в Гелиополе значит пришествие нового цикла, либо начало новейшей эпохи. 1-ое возникновение феникса послужило предпосылкой появления культа камня Бенбен, по-видимому, рассматриваемого как "семя" галлактической птицы. (Корень слова бенбен — "бен" — значит: людская сперма, эякуляция либо оплодотворение).
Многие египтологи нашего времени считают, что камень Бенбен имел коническую форму. В ранешних узнаваемых изображениях камня Бенбен с сидячим на нем Фениксом камень имеет не пирамидальную форму: его концы немного округлены, и он больше припоминает конус и только позже конус поменял пирамидион.
Входя в земную атмосферу, некие стальные метеоры сохраняют положение и не крутятся, после падения передняя их часть расплавляется и сдвигается вспять, и поэтому метеор приобретает соответствующую форму конуса. 2-мя экземплярами таких метеоров являются «Морито» и «Вилламетт».
Необходимо подчеркнуть что культ метеоров был обширно всераспространен на ближнем востоке. Я даже не буду приводить в качестве примера священный камень мусульман КААБУ. В Эмессе, например, было святилище бога Эла-Габала; священный реликт святилища описывался как «черный конический камень». Летописец Геродиан повествует, что обитатели Эмессы «официально считают, что он свалился с неба...» Неподалеку от Эмессы, в храме Зевса-Хадада, в Гелиополе-Баальбеке, находились «черные конические камни»... В старой Фригии (сейчас центральная Турция) величавая мама всех богов Кибела, была представлена в храме черным камнем, который, как числилось, свалился с неба.
Увлекательное дополнение :
В Берлинском музее хранится так именуемый Весткарским папирус. Он был написан во времена Нового королевства, но, вне сомнения, представляет собой копию с оригинала времен Пятой династии, так как повествует о начале царствования этой династии, власть которой была освящена божественной волей самого Ра, бога солнца. Вмешательство бога имело место во времена Четвертой династии, когда правил Хуфу(Хеопс).
Может это и есть отражение искомого ( хотя и происшедшего ранее) действия - возникновения Бенбена. К примеру падение метеора либо прибытие корабля вторженцев. Птица Феникс - чем же не образ атмосферного "челнока - самолёта". Может конкретно эти древнейшие отголоски выслеживаются в иероглифах напоминающих летательные аппараты либо старой модели планера отысканной в Саккаре. Подробнее>>>. А если вспомнить Имхотепа и взлёт технологий, происшедший в это время то .... Но я предоставляю Вам самим продолжить ассоциации.
--------------------------------------------------------------------------------
2. Египетская Хронология
Египетская хронология довольно запутана. У египтян не было сквозного летоисчисления, годы числились от восшествия на престол еще одного фараона, а династический перечень содержит много разночтений из-за желания вычеркнуть либо приукрасить некие странички истории. Даже в современных статьях и книжках, датировка может различаться (до 150 лет).
Более нередко применяемый (единственный до конца 19-го века) хронологический источник - это комменты Секста Африканского (ок. 221 года до н.э.) и Евсебия из Цезарии, который был личным летописцем Константина Величавого (ок. 264 годы до н.э.) к хроникам составленным египетским жрецом Мането, жившем в Нижнем Египте во времена правления Птолемея II (347-285 года до н.э.). Сама работа Мането не сохранилась.
Позже стали воспользоваться и другими источниками. Это был "абидосский перечень", относящийся ко временам Девятнадцатой династии, "саккарский перечень" той же династии, "туринский папирус" Семнадцатой династии и загадочный "палермский камень", который дает летоописание фараонов первых 5 династий". Но конкретно Мането оказал наибольшее воздействие на современную хронологию.
Мането делит фараонов на 30 династий. Конкретно он первым ввел греческие имена, под которыми мы знаем фараонов на данный момент: египетский Хуфу стал Хеопсом, Хафра — Хефреном, Менкаура — Микерином и т.д.. В его хронологии перечисляются все фараоны с самых первых династий, но еще там есть и упоминание о загадочной эре, предыдущей этим династиям. Согласно Евсебию, хронология Мането упоминает три верно определяемые эры до Менеса: царствование бога Гора, правление полубогов, которое пришло после царствования Гора; это правление длилось 15150 лет; потом додинастическое правление, которое продолжалось еще 13777 лет; в сумме это давало 28927 лет до Менеса.
Я встречал и другую версию ранешней Египетской хронологии, ссылающуюся на такого же Мането (Манефона) : Сначала, в течение 12 300 лет.-Египтом правили семь величавых богов: Птах — 9000 лет, Pa — 1000 лет, Шу — 700 лет, Геб — 500 лет, Осирис — 450 лет, Сет — 350 лет и Гор — 300 лет. Во 2-ой династии богов было 12 божественных правителей — Тот, Маат и 10 других — они правили государством 1570 лет. 3-я династия состояла из 30 полубогов, правивших 3650 лет.4-ый период, продолжавшийся 350 лет, был периодом хаоса, когда Египет был разобщен и в нем не было правителя. Завершился этот период объединением Египта при Менесе, который, как принято считать, был первым фараоном Египта.
В "туринском папирусе", документе, относящийся к Семнадцатой династии (ок.1400 года до н.э.). говорится что эти эры были длительностью 13420 и 23200 лет, в сумме — 36 620 лет. О третьей эре, предыдущей Менесу, мы не можем знать ничего, так как текст поврежден; Египтологи не принимают эти даты серьезно, считая, что в папирусе описываются не исторические, а мифологические эры.
В текущее время официально принята последующая хронология Старого Египта :
Считается что триста девяносто египетских монархов принадлежали к 30 одной верно определяемой династии. Хотя "фараонами" называли себя правители и после 332 года до н.э. (до 251 года н.э.), это были уже не урожденные египтяне, а македонские греки (период Птолемеев 332-30 годы до н.э.) и римские цари позднего времени (римский период 30 год до н.э. — 251 год н.э). Если включить в нашу хронологию и этот период, то всего Египтом правило 439 монархов. В египтологии таковой долгий период делят на более недлинные отрезки времени, смотрите таблицу.
Династии Периоды Годы
1-2 Преждевременное королевство 3100-2686 гг. до н.э
3-6 Древнее королевство 2686-2181 гг. до н.э.
7-10 1-й Переходный период 2181-2133 гг. до н.э.
11-12 Среднее Королевство 2133-1786 гг. до н.э
13-17 2-й Переходный период 1786-1567 гг. до н.э.
18-20 Новое Королевство 1567-1080 гг. до н.э
21-25 Позже Новое Королевство 1080-664 гг. до н.э.
26 Саисская династия 664-525 гг. до н.э
27-31 Позже королевство 525-332 гг. до н.э
Птолемеи 332-30 гг. до н.э.
Римляне 30 г. до н.э. — 642 г. н.э.
Арабы 642 г. до н.э.— истинное
Любопытно сравнить всё это с библейской хронологией, утверждающей, что человек был сотворен 23 октября 4004 года до н.э. Подробнее
--------------------------------------------------------------------------------
3. Календарь Старого Египта
На данный момент мы точно не знаем когда Древнейшие Египтяне сделали календарь, но исходя из природных критерий он был им актуально нужен.
Если вспомнить какую роль игрались разливы Нила в жизни Египта ( см. начало странички) , то будет понятно, почему Египтяне считали началом Нового Год разлив Нила. Вызываемое таянием снегов в горах Судана начало разлива Нила всегда совпадает с летним солнцестоянием.
Религиозный календарь Старого Египта начинался в Денек Нового года — денек совпадения подъема Сириуса с восходом солнца. Для осознания такового выбора точки отсчёта нужно направить внимание, что во времена старого королевства, ( "Эра Пирамид") подъем Сириуса, совпадающий с восходом солнца, происходил приблизительно через 5 — семь дней после даты летнего солнцестояния. Солнце тогда восходило над линией горизонта приблизительно на 63,5 градуса по азимуту, а Сириус подымался на 116,5 градусов.
Так как при таком календаре пропадает четверть суток, которые календарь нерелигиозный компенсирует введением дополнительных суток раз в четыре года, это значило, что начало нового года в религиозном календаре повсевременно смещалось. Оба календаря, вобщем, совпадали опять через 1461 год (4 х 365,25 = 1461). Этот период в 1461 год нередко именуют Циклом Сотис
В "штатском" календаре, которым воспользовались египтяне, год делился на 12 месяцев, а каждый месяц делился на три "декана" по 10 дней. В месяце было 3 декана, а в году — 36. К ним египтяне добавляли "5 дней сверх года". Конкретно в эти 5 дней рождались боги, в числе их Осирис и Исида. Эти 5 дополнительных дней соответствовали четырем детям богини неба Нут — Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде — и Гору, отпрыску Осириса и Исиды.
Конкретно боги, как числилось, превращали 360-дневный год в 365-дневный. Эти боги олицетворяли звезды. Небо египтяне тоже разделяли на 36 "деканов" по 10 дней, что в сумме составляет 360 дней. Они могли поделить окружающее место на 360 "единиц" для того, чтоб определенное место восхода солнца позволило обозначить данный денек. Исходя из вышеизложенного, стоит задаться вопросом, не отсюда ли идет наше деление круга на 360 градусов?
Но правильное разделение все таки составляло 365 единиц, и поэтому в календаре они делали добавку в 5 дней