Термин «антропология» появился в XVI веке в Германии в названии анатомического труда Магнуса Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека»[1], где повествуется о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат Отто Касманна «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе. Антропология, ч. II, о строении человеческого тела в методическом описании»[2]. В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.
В ХV–ХVI вв. утвердился двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Позже это позволило французским просветителям расширить значение и смысл антропологии, трактуя ее как всю совокупность знаний о человеке.
Начиная с XIX в. под антропологией в Англии, США и Франции понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.
В научный оборот понятие «социальная антропология» в 1906 г. ввел один из ее основателей английский этнолог Джеймс Фрэзер. Как самостоятельная наука социальная антропология начала формироваться в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.
В нашей стране термин «социальная антропология» получил гражданство в начале 1990-х годов, хотя сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.
До сих пор термин «социальная (культурная) антропология» употребляется реже, чем «этнология». Хотя число выпускников антропологических кафедр, как и количество специализированных журналов за последнюю четверть века многократно возросло, антропология в России, по мнению С.С.Соколовского[3], остается дисциплиной малоизвестной. Тем не менее, в нынешней России сложились достаточно мощные научные центры, специализирующиеся на антропологических исследованиях, около 40 кафедр, в названии которых слова «антропология», «этнология» или «этнография». Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. В стране выпускается десяток специализированных журналов, ежегодно публикуются сотни книг.
В дореволюционной России проблематикой социальной антропологии занималась этнография – наука о народах. В нашей стране интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу ХVIII в.[4] В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые затем легли в основу деятельности Русского географического общества. Значительный вклад в разработку антрополого-этнографической проблематики внесли российские ученые Г.И. Новицкий, В.Н. Татищев, В.Н. Тенишев, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Н.Я. Данилевский, К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, М.А. Кастрен, П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, П.В. Шейн, М.М. Ковалевский, П.Сорокин, П.И. Кушнер, В.К. Никольский, Д.Н. Анучин, С. Широкогоров, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев, В.В. Бунак, Ю.И. Семенов, Г.С. Маслова, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, В.Н. Белицер, Н.И. Воробьев, М.Г. Левин, П.Е. Терлецкий, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.Н. Топоров, М.Л. Бутовская, О.Ю.Артёмова, Н.Н.Козлова, А.Я. Гуревич, Р.Ф.Итс, В.Р.Кабо, И.С. Кон, М.О.Косвен, Н.Н. Крадин, С.В. Лурье, И.И.Шмальгаузен, В.П. Алексеев, А.И. Першиц, В.А.Тишков, С.П.Толстов, А.К. Байбурин, А.П. Топорков, Ю.В. Арутюнян, Л.М.Дробижева, Э.А.Орлова, В.А.Шнирельман и др.
В горизонт исследований социальной антропологии сегодня входят, в частности, традиционные культуры народов России, народные знания, проблемы аудиовизуальной этнологии, межэтнические конфликты, интеграция малых этнических групп в полиэтничном обществе, соотношение народной и официальной медицины, поликонфессиональность и картографирование священных мест, структура семьи в традиционном обществе, уличная субкультура в большом городе, проблемы адаптации и натурализации, культурные механизмы поддержания социального равновесия.