Тесен мир. И не только лишь в том смысле, который имеется в виду в этом известном присловье (что-то вроде «Ба! знакомые всё лица!»). Тесен - другими словами, плотно заселен. И сложен - одна многолюдность чего стоит. Не многолюдье переполненного вагона метро, а множественность индивидупальных случаев.
Так либо по другому, один человек перед лицом мироздания слаб. Это не понаслышке знал странствующий философ Григорий Сковорода, родившийся 3 декабря 1722 года (разум. 1794). Результат собственной жизни он подвел так: «Мир ловил меня, но не поймал». Этот самый узнаваемый из афоризмов Сковороды стал ему эпитафией. Но есть у него и другое выражение: «Господь, во всеблагой милости собственной, сделал все необходимое легким, а все сложное - ненужным». Так ли? Не уверяет...Аристократка по натуре, она отказалась от собственных приемуществ. Пошла против течения.
Сергей Зарянко. Портрет княгини Трубецкой. 1856
Французский поэт и теоретик литературы Жан Шаплен родился 4 декабря 1595 года (разум. 1674), был правоверный классицист. Одномерный, так сказать. И его поэма о Жанне д’Арк оказалась мишенью для пародии - «Орлеанской девственницы» Вольтера. И Пушкин откликался о Шаплене без всякого пиетета.
Тут, может быть, уместна будет подсказанная календарем параллель с политикой, с муниципальным управлением. 4 декабря 771 года единовластным правителем Франкского царства стал Карл I Величавый. Не полководческие его успехи мне на данный момент увлекательны, а эффективность Карла как админа, охото сказать - менеджера. Изюминка тут в том, что управлял он трудно устроенным государством и не пробовал его упростить. А это нетривиально для полководца. Мог бы и ножичком пырнуть...
Сложность противоборствует простоте. Другими словами идет против течения. Как, к примеру, французский священник и политический деятель Анри Грегуар, родившийся 4 декабря 1750 года (разум. 1831). Он добивался ликвидации рабства, отмены смертной экзекуции, в годы революции защищал свободу религии. Грегуара, пожалуй, можно именовать родоначальником политической правильности: он заступался за евреев, негров, мулатов, издал даже сборник негритянской литературы.
И очередной человек, о котором тут нельзя не сказать. Это княгиня Екатерина Трубецкая. Она появилась на свет 3 декабря 1800 года в семье французского эмигранта графа Лаваля, вышла замуж за грядущего декабриста князя Сергея Трубецкого. А после угнетения восстания стала первой декабристкой, ранее других декабристских жен добившись разрешения последовать за супругами в Сибирь. Там, в Иркутске, она и закончила свои деньки в 1854 году. Ей посвящена 1-ая часть некрасовской поэмы «Русские женщины». Вот на что обращу внимание: Екатерина Трубецкая официально отказалась от собственных штатских прав и дворянских приемуществ. Что это - опрощение, слияние с народом? Нет, ни в коем разе. Опять-таки движение против течения. В тогдашнем контексте это было конкретно так.
Ну а сейчас самое время возвратиться к многолюдности мира. Какие только экземпляры в нем не водятся! Знакомьтесь: Александр Булгаков. Дипломат, сенатор, столичный почт-директор. Родился 4 декабря 1781 года (разум. 1863). Не с него ли Гоголь писал почтмейстера Шпекина? Дело в том, что оный Булгаков был величавый любитель эпистолярного жанра. Сам писал письма во огромном количестве, собирал их, изучал со всею страстью, как заправский архивист. «Купался и плавал в письмах, как осетр в реке», по выражению Петра Вяземского. Ну и... не без этого... сами осознаете... вскрывал, да. Читал чужие письма. Бескорыстно, от жажды новостей. В том числе вскрытию подверглись письма Пушкина к супруге, и это, естественно, привело поэта в бешенство. Всякие люди бывают на свете. Работу почтового ведомства Александр Булгаков наладил, отдадим ему подабающее, отлично.
Что делать с человечьим разнообразием? А ничего не делать. Учить, наверняка. Этим занимался, к примеру, родившийся 2 декабря 1837 года доктор Эдинбургского института, узнаваемый хирург Джозеф Белл (разум. 1911). Примечателен он сначала тем, что был знакомцем Артура Конан Дойла и макетом Шерлока Холмса. Почему? Так как умел, как на данный момент бы произнесли, исследовать наружность человека, предметы его быта и т.д., а по ним определять черты нрава, род занятий.
И это ведет к философскому умозаключению: ничего нельзя скрыть. Все наши особенности, все, что с нами происходит, - где-нибудь да отпечатается. Какое-то утешение на фоне наших треволнений и бед.
Петр Спивак