"Строительство Петербурга" - репродукция иллюстрации из книжки первой половины XVIII века "Дипломатия Петра I" (фото: РИА "Анонсы")
Поводом для очередной дискуссии в проекте "Осторожно, история!" стала дата рождения Петра Первого - самого величавого реформатора за всю историю Рф. На "Эхе Москвы" в связи с этим решили обсудить стоимость (как экономическую, так и политическую) модернизации нашего нового времени. Гостями программки стали экономист Владислав Иностранцев и политолог, доктор МГИМО Ира Бусыгина.О ужасе перед новым
Ира Бусыгина: Чем выше скорость реформ, тем паче они болезненны. Это полностью относится к той огромной модернизации, которую провел в свое время Петр I. На вопрос, как нам сейчас актуально нужны реформы, в обществе, думаю, конкретного ответа нет. Политическая элита, мне кажется, их даже побаивается. Задумывается: кто даст мне гарантии, что после начала реформ я не потеряю свое место и со мной будет все в порядке?
Владислав Иностранцев: Да, понимание того, что реформы нам издавна необходимы, есть, а вот желания их производить - нет. Наши муниципальные деятели отлично понимают, как мы отстали от цивилизованного мира. Но, как произнесла Ира, для их личная стоимость суровых конфигураций может быть очень высока. Потому пока, не считая риторики по поводу необходимости модернизации, ничего не происходит.
Бусыгина: Как это начиналось в других странах? Во-1-х, создавалась общественная поддержка. Проводить модернизацию стараниями одних элит может быть только в случае стремительных и практически гарантированных реформ - чтоб люд не успел озвереть, пока будет мучиться. У нас на это оснований полагаться нет, потому необходимы модернизационная коалиция и политическое движение, которое бы эту коалицию возглавило. Таких я в Рф пока не вижу. Во-2-х, нужен фактор Запада: или конкретным вовлечением (денежным, технологическим, политическим), или моральным одушевлением. В-3-х, нужна политическая воля.
Иностранцев: Основная неувязка - та, что сейчас в Рф в отличие от всех государств, которые модернизировались, существует неразделенность власти и бизнеса. Задачка модернизации - это политический проект. Во времена Петра это был проект похода в Европу, во времена Александра II - проект воссоздания военного могущества, во времена большевиков - идейный мощнейший проект мировой революции. Сейчас у нас нет такового идейного и политического проекта. Сейчас власть в Рф - самый высокодоходный вид бизнеса, и пока нет поводов считать, что находящиеся у власти люди откажутся от собственного бизнеса, который заключается в распиле доходов энергетической экономики.
О "кошельке" реформ
Иностранцев: Я считаю, что главные издержки на модернизацию должно нести правительство. Как происходило становление южнокорейской индустрии? За счет прямого муниципального субсидирования огромнейших машиностроительных компаний и за счет очень больших пошлин на ввоз таковой же ввезенной продукции. В Китае до середины 90-х годов средние пошлины достигали 30-35%. При всем этом муниципальные средства через муниципальные банки шли в передовые отрасли китайской индустрии. Так же происходило становление аэрокосмического концерна "Бразерс" в Бразилии. В Стране восходящего солнца существовали даже различные денежные курсы, по которым продавалась валюта из банка Стране восходящего солнца для тех компаний, которые были готовы закупать зарубежное оборудование и технологии и развивать создание. И в Рф, я считаю, правительство должно быть главным инвестором в модернизацию. Вопрос: в каких масштабах? Сейчас русский бюджет составляет немногим больше 10 триллионов рублей, приблизительно 350 миллиардов баксов. На модернизацию можно извлечь из него процентов 10. Это 30 миллиардов баксов. Но, например, в Китае на одну только программку дорожного строительства сейчас тратится 70 миллиардов баксов в год. На структурную поддержку 1-го региона - 55 миллиардов баксов в год. В Рф сейчас реально нереально вложение госсредств в таких масштабах, потому необходимо выдумывать особенные схемы. Необходимы механизмы госгарантий для западных инвестиций, механизмы концессий - к примеру, на строительство дорог. Но правительство должно быть и главным финансистом, и главным "зазывальщиком" инвесторов. Один русский личный бизнес выполнить эту задачку не сумеет. В особенности наш так именуемый олигархический бизнес, который в офшорах. Он получает свои доходы в главном от сырьевого бизнеса и он не заинтересован в развитии страны как места для ведения бизнеса.
Об издержках русского бизнеса
Иностранцев: Думаю, для того чтоб в Рф ситуация поменялась конструктивно, нам необходимо около триллиона баксов с учетом европейских и китайских цен. Я имею в виду, что русские цены совсем несопоставимы на сегодня. К примеру, новый аэропорт "Шереметьево" построен в среднем втрое дороже, чем таковой же аэропорт в Европе. То же самое мы знаем о строительстве русских дорог. У нас страшные издержки, и все они вырастают и вырастают...
Бусыгина: Мягкое слово "издержки". В этих издержках и воровство, и откаты, и неэффективность.
Иностранцев: Да, и это тоже, естественно. Хотя я говорю про бухгалтерские отчеты - по ним мы лицезреем, что за последние 5-6 лет реальные производственные издержки в металлургии, хим индустрии, машиностроении выросли в 4-6 раз. В критериях модернизации таковой рост издержек неосуществим. Напротив, 1-ые 8-10 лет модернизации в Южной Корее, на Тайване, в Китае в принципе сохраняли уровень жизни населения и средние доходы на том же уровне, который был до этих лет. Разгон увеличения доходов людей, увеличения реальных доходов всюду начинался примерно с 8-10-го года модернизации. Оживление и становление фондового рынка начинались примерно с 12-15-го года, другими словами модернизации были всегда нацелены на определенные производственные результаты.
Бусыгина: Самое нехорошее - начать модернизацию и не доделать ее до конца. Это самый проигрышный вариант, какой может быть.
Иностранцев: Согласен. Сейчас многие кремлевские политологи молвят, что модернизация - это вопрос жизни и погибели для страны. По сути это неправда. Я уверен, что реформы можно начать всегда. Главное - отлично их приготовить. Южная Корея начинала свою модернизацию с уровня ВВП на душу населения примерно равным Сомали, после стршной разрушительной войны. Сингапур начинал пустым полуостровом и достигнул результатов. Сейчас основная неувязка нашей модернизации - это внутриэлитная неувязка. Другими словами от нее растеряют в значимой мере русская бюрократия, доморощенный монополизированный бизнес (наши маленький и средний бизнесы полностью конкурентоспособны) и наши силовые органы - эти три структуры точно растеряют. И они же - которые сейчас являются как раз самыми могущественными силами, которые стоят у власти...
Стопроцентно материал читайте на веб-сайте "Известия-Неделя"