Гибель подводной лодки Курск

Смерть подводной лодки "Курск"

Лодка КУРСК (российский перевод) часть-1

  

 

Лодка КУРСК (российский перевод) часть-2

 

Лодка КУРСК (российский перевод) часть-3

 

Подводная лодка "Курск"

 

Курск (подводная лодка)

[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина есть и другие значения, см. Курск (значения).

К-141 «Курск»

История корабля

Правительство флага Наша родина

Спуск на воду 1994

Выведен из состава флота 2000

Современный статус разобрана на металл

Главные свойства

Тип корабля ПЛАРК

Обозначение проекта 949А «Антей»

Систематизация НАТО «Oscar-II»

Скорость (надводная) 15 узлов

Скорость (подводная) 33 узла

Рабочая глубина погружения 420 м

Предельная глубина погружения 500 м

Автономность плавания 120 суток

Экипаж 130 человек

Размеры

Водоизмещение надводное 14 700 т

Водоизмещение подводное 23 860 т

Длина большая (по КВЛ) 154 м

Ширина корпуса наиб. 18,2 м

Средняя осадка (по КВЛ) 9,2 м

Силовая установка

2 ядерных реактора ОК-650В

мощностью по 190 МВт

Вооружение

Торпедно-

минное вооружение 2x650-мм и 4x533-мм ТА

24 торпеды

Ракетное вооружение ПКР комплекс П-700 «Гранит»

24 ракеты ЗМ-45

К-141 «Курск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 949А, в/ч 20826 (с 1986 года), шифр «Антей» (обозначение НАТО — «Оскар-II»).

Заложена в Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год — в составе Северного флота Рф. В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину.[1] Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Мамы, а каждому подводнику — мелкие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и защитника моряков.[2]

Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году «Курск» вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Югославии[3]. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям.[2]

Затонула в Баренцевом море, в 175 км (по прямой) от Североморска, (69.666667, 37.58333369°40?00? с. ш. 37°35?00? в. д.? / ?69.666667° с. ш. 37.583333° в. д. (G)) на глубине 108 метров в итоге катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Нужно было произвести запуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г. П. Лячин, всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Они все погибли. Останки большинства из их были позже подняты на поверхность и захоронены[4].

Содержание [убрать]

1 Учения 2000

2 Возможные предпосылки смерти

2.1 Взрыв учебной торпеды

2.2 Мина времён 2-й мировой войны

2.3 Столкновение с американской подводной лодкой, повлёкшее деформацию пускового аппарата «Курска» и детонацию торпеды

2.4 «Курск» был торпедирован

2.5 Расхищение оборудования на драгоценные металлы

2.6 Попадание ракеты «земля-земля»

3 Реакция властей

4 Расследование

4.1 Журнальчики и самописцы

4.2 Идентификация погибших

4.3 Процесс с ролью Бориса Кузнецова

5 Разрушения

6 Подъём

7 Утилизация

8 Память о «Курске»

8.1 АПЛ «Курск» в культуре

9 Примечания

10 См. также

11 Ссылки

11.1 Видео/Фото

[править] Учения 2000

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

По плану учений «Курск» был должен в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 выполнить учебную атаку авианесущей группы кораблей.[5] Последние записи в журнальчиках помечены 11 часами 15 минутками 12 августа 2000 года.[5]

В 2002 году главком ВМФ Рф Владимир Куроедов сказал, что в процессе подготовки командованием был допущен ряд нарушений, которые не содействовали подходящему проведению учений, но при всем этом не являлись предпосылкой аварии.[5]

[править] Возможные предпосылки смерти

[править] Взрыв учебной торпеды

Официальный отчёт в 2000 страничек, размещенный в 2002 году генпрокурором Устиновым, гласит о том, что смерть «Курска» была вызвана учебной торпедой, которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на пероксиде водорода не употребляются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет конкретно из суждений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были[6] — модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году. Скоро после расследования эта торпеда была снята с вооружения.

[править] Мина времён 2-й мировой войны

Вице-премьер Илья Клебанов озвучил версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён ВОВ[7], что может быть привело, также, к детонации торпеды. После выбора официальной версией «взрыв торпеды», предположение отпало само собой. Спецы, знакомые с прочностными чертами АПЛ данного класса данную версию отторгали вначале.

[править] Столкновение с американской подводной лодкой, повлёкшее деформацию пускового аппарата «Курска» и детонацию торпеды

Один из членов гос комиссии, который воспринимал эту подлодку от индустрии, капитан первого ранга Миша Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает более возможной предпосылкой катастрофы столкновение с зарубежной подводной лодкой. По его воззрению, «скользящий удар управляющего пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“».

Этот вывод очень похож на возможные предпосылки катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете». Вправду, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, обычно, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с зарубежной АПЛ первым был смят как раз правый наружный ТА калибра 650 мм, в каком и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят совместно с торпедой за секунду. За эту секунду практически одномоментно в замкнутом объёме объединились весь припас горючего (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса зарубежной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня стукнул в 1-ый отсек, что одномоментно привело к пожару[8].

Смерть подводной лодки "Курск"

Сопоставление размеров «Курска» и «Толедо»[править]

«Курск» был торпедирован

Сходу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Потом эта версия стала умалчиваться[9] в пользу официальной версии. Но французский режиссёр Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carre), в своём кинофильме «„Курск“: Подводная лодка в мутных водах» (Koursk: un sous-marin en eaux troubles)[10], который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» делал показательный выстрел новейшей торпеды Шквал, эти тесты наблюдались 2-мя южноамериканскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на небезопасной близости под прикрытием «Мемфис», который находился «в тени». В один миг, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на деньке «Курска» указывает длинноватые разрывы на его корпусе) и, чтоб предупредить выстрел «Курска» в «Толедо», (подразумевается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огнь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что русский президент Владимир Путин целенаправленно укрыл правду о том, что случилось, чтоб не допустить резкого ухудшения отношений с США[11].

Этой же версии придерживаются канадские документалисты [12][13] и некие отставные военные[14].

При анализе версии о торпедировании АПРК «Курск» нужно, вобщем, учесть, что информация, которая в кинофильме реж. Карре названа официальной, в реальности в 1-ые деньки после катастрофы озвучивалась в предположительном ключе вместе с другими версиями, в множестве которых были и самые неописуемые. На сегодня доступные материалы не дают оснований ни для её доказательства, ни для её полного опровержения. Строго говоря, и в самом французском кинофильме единственным фактическим подтверждением её правдоподобности (но не абсолютной верности) служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие на корпусе справа по борту. Но это отверстие находится в конкретной близости от полосы отреза носового отсека, а очевидные признаки происхождения этого недостатка от попадания торпеды отсутствуют. Вследствие этого можно представить, что оно могло образоваться как вследствие попадания торпеды, так и в итоге касания судна о грунт после взрыва, при проведении подъёмных и буксировочных работ, постановке лодки в доке и т. д. Нельзя исключать и того, что первичная деформация корпуса в этом месте могла образоваться ещё в период обыкновенной эксплуатации АПЛ (вследствие неаккуратной швартовки и пр.). Не считая того, внимательный зритель увидит, что кинофильм режиссёра Карре изготовлен достаточно небережно, изобилует некорректностями и преследует цель получить резвый коммерческий фуррор. Из очевидных нестыковок: сообщение о том, что остатки первого отсека были взорваны на деньке морском по окончании работ по подъёму остальной части корпуса, фраза, что аварийный лючок норвежские водолазы открыли без заморочек (с этим никто не спорит, но неувязка состояла в том, что нереально было обеспечить герметичное примыкание спасательного аппарата к корпусу «Курска» в районе лючка из-за деформации корпуса, происшедшей вследствие взрыва). Совершенно уж фантастично смотрится убеждение создателя и неких его собеседников, как будто на «Курске» были установлены реакторы «чернобыльского» типа: ведь у их не только лишь модель и тип различные (на ЧАЭС — канальный кипящий уран-графитовый реактор РБМК-1000, на АПЛ использовались водо-водяные реакторы на термических нейтронах ОК-650В — см. основную статью), да и габаритные размеры, что понятно даже школьнику.

[править] Расхищение оборудования на драгоценные металлы

Для удаления из воздуха горючих газов (сначала водорода, который может выделяться из аккумов), в вентиляционной системе подводных лодок используются каталитические печи прохладного беспламенного горения. Катализаторы содержат платину и палладий, что делает их вожделенной добычей для расхитителей оборудования на вторсырьё[источник не указан 294 дня]. При отсутствии катализаторов водород мог накопиться в воздухе и подорваться от случайной искры, что могло повлечь взрыв боезапаса.

[править] Попадание ракеты «земля-земля»

Капитан первого ранга Александр Лесков, указывая на то что подводная лодка такового размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в лодку попала противокорабельная баллистическая ракета, запущенная с космодрома Плесецк.[15]

[править] Реакция властей

В этом разделе не хватает ссылок на источники инфы.

Информация должна быть проверяема, по другому она может быть поставлена под колебание и удалена.

Вы сможете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Проверить факты.

Нужно проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.

На страничке обcуждения должны быть пояснения.

Интервью Путина РТР в связи с катастрофой на АПЛ «Курск»15 августа 2000 патриарх Столичный и всея Руси Алексий II и члены Архиерейского Собора Российской православной церкви вознесли молитву о спасении экипажа русской подводной лодки "Курск", которая потерпела бедствие в Баренцевом море.[16]

Президент В. В. Путин оборвал собственный отпуск, который он проводил в Сочи, только через 5 дней после катастрофы - 17 августа 2000. На вопрос Ларри Кинга о том, что вышло с подлодкой, В. В. Путин отдал ставший известным ответ: «Она утонула». 28 августа 2000 в эфир телеканала ОРТ вышла передача Программка Сергея Доренко, в какой шла резкая критика в адресок Путина по поводу смерти АПРК «Курск».

В согласовании с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Русской Федерации.

[править] Расследование

В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки[17]:

с 13 по 19 августа при проведении спасательной операции обитаемыми подводными аппаратами Северного флота,

20 — 21 августа норвежскими и английскими водолазами-глубоководниками с норвежских судов «Normand Pioneer» и «Seaway Eagle»,

21 августа в 13:47 (столичное время) норвежские водолазы открыли внутренний лючок шлюзовой камеры, в 17:07 официально объявлено о смерти экипажа подводной лодки,

детализированное обследование в конце сентября при помощи глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»,

в октябре — ноябре — необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна Regalia.

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования обстоятельств смерти АПЛ «Курск» была сотворена Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.[17]

В сентябре 2000 года все русские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с наружной надводной и внутренней подводной сторон.[18] Запросы о вероятном участии зарубежных объектов были ориентированы, на многие из их были получены ответы, но разрешения на осмотр предполагаемых объектов они не содержали.[18]

Для обследования поднятого «Курска» была сотворена следственная группа в составе 43 человек.[18] В полном составе группа собралась 27 сентября, её базу составляли следователи, работавшие с момента возбуждения уголовного дела.[18] С 27 сентября по 22 октября группа проходила специальную подготовку, в её распоряжение была предоставлена подводная лодка этого же проекта совместно с экипажем.[18] В процессе подготовки за следователями закреплялся определённый отсек, также отрабатывалось перемещение в противогазах и с газовыми баллонами за спиной.[18] К осмотру поднятого Курска были привлечены около 50 профессионалов ЦКБ «Рубин», также командиры отсеков с подводных лодок этого же проекта.[18]

После подъёма в отсеках стоял сильный запах, в неких отсеках была большая концентрация угарных газов.[18] 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и иными субстанциями, 5-й и 6-й были относительно незапятнанные там фактически отсутствовала вода и угарный газ.[19]

В переборках меж отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, созданные для сохранения предметов в случае неожиданных ситуаций. Меж 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом незапятнанные листы бумаги с карандашами.[18]

Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не сумел присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в денек проводилось до 6-7 тестов по присосу.[18] Этой предпосылкой стали сколы «зеркальной» площадки.[5]

Было установлено, что в 4-м отсеке находилось больше людей, чем там должно было находиться.[20]

[править] Журнальчики и самописцы

По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», найден самописец и очень повреждённая водой вахтенная документация.[20] По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов.[20] Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» делали спецы петербургского «Центра речевых технологий».

Было установлено, что в денек аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по звучной связи, соответственный переключатель находился в положении «выключено».[5] По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена.[5] Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и пару лет была отключена система аварийного выброса антенны.[5] С аварийного буя не было снято заводское крепчалёжное устройство, которое не позволило бую выплыть.[5]

Были обнаружены журнальчики центрального атомного поста, предварительный вахтенный журнальчик, вахтенные журнальчики управления левого и правого борта АПЛ.[5] Записи об аварийной обстановке либо нештатной ситуации в их отсутствовали.[5] Также были обнаружены три записки подводников.[5] На основании одной из записок было изготовлено предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.[5]

[править] Идентификация погибших

В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из мед учреждений, прямо до детских поликлиник.[18] Было собрано 9 томов.[18] Также судебным докторам были предоставлены мед книги, обнаруженные в 4-м отсеке.[18]

На 19 декабря извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников.[18]

В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе — начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева.[5] К 20 марта 2002 года удалось найти и опознать тела 115 погибших подводников. Тела 2-ух матросов — Дмитрия Коткова (Кошкова) и Ивана Нефедкова (Нефеднова), также головного спеца «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева найти не удалось[21].

По заключению криминалистической мед экспертизы подводники находившиеся в 9-м отсеке погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после аварии.[5]

[править] Процесс с ролью Бориса Кузнецова

Кузнецов в 2002—2005 представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О смерти АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Им были подвергнуты резкой критике результаты официального расследования событий катастрофы, в том числе в собственной книжке «Она утонула. Правда о „Курске“, которую укрыл генпрокурор Устинов». Считал, что если б русские власти сразу обратилась за зарубежной помощью, «то удалось спасти тех 23 моряков, которые находились в девятом отсеке и жили более 2-ух с половиной суток» (по официальным данным, мореплаватели были живые только в течение нескольких часов). В то же время согласился с выводами расследования о том, что на лодке произошёл взрыв торпед и отторг версию о её столкновении с американской субмариной.

[править] Разрушения

1-ый взрыв вызвал насыщенный пожар в первом отсеке, ударная волна прошла во 2-ой отсек.[22] По трубопроводам вентиляции запах гари был заброшен в другие отсеки.[22]

Вторым взрывом была срезана переборка меж первым и вторым отсеками (22-й шпангоут), которая двигаясь как поршень сминала оборудование и 22 мм настилы, срезала вварыши[23] в крепкий корпус.[24] После подъёма переборка первого/второго отсеков была найдена на месте переборки второго/третьего отсеков (43-й шпангоут).[24] 2-ая ударная волна была остановлена только кормовой переборкой 5-бис отсека.[22] Переборка была выгнута дугой, но выдержала.[22]

[править] Подъём

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Русская сторона подписала договор на подъём затонувшей лодки с голландской компанией Mammoet Transport BV. 8 октября 2001 года операция по подъему лодки была завершена.

[править] Утилизация

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В феврале 2003 года началась операция по выводу плавтехбазы «Имандра» с отработанным топливом из сухого эллинга завода «Нерпа».[25]

В марте 2009 года, огораживание рубки находилось в Мурманске, на ул. Промышленной.[26]

[править] Память о «Курске»

Рубка АПЛ «Курск», установленная в Мурманске

Мемориал экипажу АПЛ «Курск» в Северодвинске

Монумент экипажу АПЛ «Курск» в Москве напротив Музея Вооружённых сил

На кладбище Коммунаров в Севастополе

Кусок записки Дмитрия Колесникова

Рубка АПЛ «Курск» 15 июня 2009 года установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах. 26 июля 2009 года монумент «Морякам-подводникам, погибшим в мирное время» открыт[27].

В память о подводной лодке установлены монументы:

В Северодвинске — порту приписки судна.

В Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище установлен мемориал памяти АПРК «Курск» работы конструктора Геннадия Пейчева.

В Сестрорецке в память о мореплавателях «Курска» устроена часовня святителя Николая Чудотворца. Она была заложена 17 сентября 2000 года и освящена 16 сентября 2001 года (конструктор И. Надеждин).

В Москве напротив Музея Вооружённых сил.

В Курске на местности Мемориала Победы и Аллейки Подводников.

В 2008 году в Нижнем Новгороде на кладбище Марьина роща, где похоронены трое моряков-нижегородцев.[28]

В Севастополе на кладбище Коммунаров

В Мурманске на местности мемориала «Морякам, погибшим в мирное время»

В Заозёрскe

В 12-й североморской школе установлена мемориальная доска.[29]

Один из загородных электропоездов локомотивного депо «Раменское» Столичной стальной дороги (ЭД4М-0107), отправляющийся с Казанского вокзала городка Москвы, носит имя "Имени АПЛ «Курск».

[править] АПЛ «Курск» в культуре

Документальный кинофильм «Правда о „Курске“», (2007, по книжке В.Устинова, телеканал «Россия», Президент-фильм) режиссёра Андрея Селиванова

Стихи памяти героев подводной лодки «Курск»: «Героям-морякам „Курска“»[30]

Альбом Жанны Бичевской «К-141»[31]

Песня Мары «Самолёты»[32][33] (2003)

Песня Гарика Сукачева «Гибель Курска»[34] (2003)

Песня Юрия Шевчука «Капитан Колесников»[35] (2007)

Песня группы «Разные люди» «Субмарина»[36]

Песня группы «АссА» «Курск»[37] (2002)

Песня Вячеслава Бобкова «Экипаж»[38]

Альбом германского проекта Helium Vola «Helium Vola» (2001);

Альбом польской группы Rukkanor «Requiem For K-141 KYPCK» (2004);

Песня шотландской пост-рок группы Mogwai «Travel Is Dangerous»

Во 2-ом эпизоде 3-го сезона «Доктора Хауса» на реплику Чейза: «Титан используют для постройки атомных подлодок. Куски от него так просто не откалываются», Хаус отвечает: «Расскажи это парням с Курска».

Цикл стихов китайского поэта Мао Сю-пу «Погребальные песни „Курску“»[39].

«Курск», стихи-посвящение Анны Марли[40]

В августе 2007 года в Австралии свершилась премьера спектакля о катастрофической судьбе экипажа АПЛ «Курск». В базу театральной постановки легла пьеса австралийского драматурга Саши Яновича. Режиссёр и сценограф спектакля Майкл Футчер. В конце спектакля звучала композиция в выполнении Бориса Гребенщикова.[41]

Песня южноамериканского гитариста Томми Кокса (Tommy Cox) «Kursk»[1]

Время от времени неверно указывается на связь кинофильма Владимира Хотиненко «72 метра» и катастрофы «Курска». Но рассказ, легший в базу этого кинофильма, был написан за длительное время до этих событий[42].

[править] Примечания

^ Демонстрировать компактно

^ Демонстрировать компактно

1.^ http://www.newsru.com/russia/05nov2001/kursk_kursk_print.html

2.^ 1 2 ВАСИЛЬЕВ, Сергей ИХ Соединяла воединыжды ТРЕВОГА ЗА ОТЧИЗНУ. Армия и общество. Красноватая звезда (2008/08/08). Испытано 18 февраля 2010.

3.^ volgograd.info, Лячин Геннадий Петрович, 8 марта 2006

4.^ rian.ru, «Тайну смерти „Курска“ пробуют разгадать спустя 7 лет после катастрофы», 12 августа 2007

5.^ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тело капитана "Курска" Геннадия Лячина опознано. newsru.com (18 февраля 2002). Испытано 18 февраля 2010.

6.^ http://www.popmech.ru/blogs/post/514-k-141-pamyati-kurska-posvyaschaetsya/page/12/

7.^ http://www.bbc.co.uk/russian/0815_1.shtml

8.^ Независящая газета «„Курск“: взрыв торпед в итоге столкновения», Валерий Алексин (29.11.2000)

9.^ «Безразличие и ересь (история смерти подлодки „Курск“)»

10.^ Jean-Michel Carre, Kursk, A Submarin in Troubled Waters — Гугл Video (англ.)

11.^ La Stampa: «Курск» подорвали подлодки США, но Путин и Клинтон условились и скрыли правду, newsru.com, 21 декабря 2004 г

12.^ «Комсомольская правда», «Курск» все-же потопили америкосы?, 29 июля 2005

13.^ fact.ru, «Кто потопил „Курск“?»

14.^ Капитан первого ранга в отставке Виталий Люлин: «Искушение отомстить за утрату „Курска“ было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов» // «Бульвар Гордона», № 32(68), 08 августа 2006 г.

15.^ http://svpressa.ru/society/article/12447/?go=alone 11 августа 2009 года 12:24 | Ира Смирнова, Александр Бушев Капитан Александр Лесков: Подлодку «Курск» расстреляли ракетами «земля-земля» Узнаваемый питерский подводник выдвинул сенсационную версию смерти атомной субмарины

16.^ http://www.interfax-religion.ru/?act=archive&div=8952

17.^ 1 2 Операция «Курск», ЦКБ «Рубин»

18.^ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Артур Егиев: «Можно ли было спасти моряков „Курска“?», kursk.strana.ru

19.^ «Когда я читал записку Андрея Борисова — я рыдал…», Репортаж из Росляково, Роза Цветкова, kursk.strana.ru

20.^ 1 2 3 На «Курске» найдена еще одна предсмертная записка, Дорофей Андреев, kursk.strana.ru

21.^ «Ушедшие в поход навечно», redstar.ru, 11 августа 2007

22.^ 1 2 3 4 «Курск» свалился на дно, так как некоторому было им управлять, kursk.strana.ru, 07.02.2002

23.^ Вварыши

24.^ 1 2 Курск (18 фото), fishki.net, 16 апреля 2007 года

25.^ Началась операция по выводу из эллинга плавтехбазы «Имандра» с топливом АПЛ «Курск», rian.ru, 25/02/2003

26.^ Во 2-ой раз не утопнет?, mvestnik.ru, 21.03.2009

27.^ http://www.b-port.com/photo_reportage/archive/2009-07-26-1/

28.^ Сейчас исполнилось девять лет со денька смерти АПЛ "Курск, nne.ru, 12 августа 2009 года

29.^ Погоны перебегают по наследию, kp.ru, 21.02.2009

30.^ Стихи «Героям-морякам „Курска“»

31.^ "Альбом Жанны Бичевской «К-141»

32.^ http://www.zelen.ru/music/music124-news55.htm

33.^ Клип на пеню Мары «Самолёты»

34.^ Клип на песню Гарика Сукачева «Гибель Курска»

35.^ Клипы на песню Юрия Шевчука «Капитан Колесников»: клип 1, клип 2, клип с живым звуком (Переделкино)

36.^ Песня группы «Разные люди» «Субмарина»

37.^ Песня группы «АссА» «Курск»

38.^ "Клип на песню В.Бобкова «Экипаж»

39.^ перевод 2-ух стихотворений см.: Азиатская медь: Антология современной китайской поэзии. СПб, 2007. С.130-131

40.^ Стихи «Героям-морякам». Читает Анна Смирнова-Марли, 2000 год

41.^ Спектакль о смерти экипажа подлодки «Курск» поставлен в Австралии. Взор (20 сентября 2009). Испытано 20 сентября 2009.

42.^ Веб-сайт «Первого канала»: «Рассказ „72 метра“, рассказывающий о смерти подводной лодки, был написан Александром Покровским за длительное время до того, как случилась катастрофа „Курска“. Это не предсказание и не совпадение, а, к огорчению, логика вещей…»

[править] См. также

Аварии на подводных лодках (с 1945 года)

[править] Ссылки

В Викитеке есть полный текст указа президента РФ о награждении муниципальными заслугами экипажа АПЛ «Курск»Полный перечень экипажа, находящегося на борту в момент катастрофы

К-141 «Курск». Историческая справка — на веб-сайте «Русский Подплав»

kursk.strana.ru — официальный информационный канал операции по подъёму АПЛ «Курск»

«Операция „Курск“», ckb-rubin.ru — разработка проекта подъёма АПЛ ЦКБ МТ «Рубин»

«12 августа 2000 года Г. П. Лячин и все 117 членов экипажа АПРК „Курск“ погибли в итоге взрыва торпеды в первом отсеке подводной лодки» — биография Лячина Геннадия Петровича, командира АПЛ «Курск».

Последний поход АПЛ Курск

«Герою Рф Лячину Геннадию Петровичу посвящается…»

«Столкновение под грифом „секретно“», informacia.ru — перечень неких столкновений русских и русских подводных лодок с забугорными субмаринами.

«Российская газета»: в смерти подлодки «Курск» повинет бардак на флоте — Курск отыскали по масляным пятнам. Аварийный буй был заблокирован с первого денька службы.

СТРЕЛЬБА В ИНТЕРЕСАХ КАРЬЕРЫ — 1-ая за 10 лет стрельба торпедой снятой с вооружения

Безразличие и ересь (история смерти подлодки «Курск») — Глава из книжки Эдуарда Лимонова «Лимонов против Путина».

Капитан первого ранга в отставке Виталий Люлин: «Искушение отомстить за утрату „Курска“ было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов» // «Бульвар Гордона», № 32(68), 08 августа 2006 г. — мировоззрение опытнейшего подводника (версия о столкновении с американской подлодкой)

Мурманская область. Из носового реактора атомохода «Курск» выгружают ОЯТ, murmannews.ru, 31.01.2003

Пожертвования семьям погибших на «Курске» перейдут в облбюджет?, klops.ru, 18 июня 2008

Николай Титоренко «КАК Умер „КУРСК“»

Лена МИЛАШИНА «КУРСК». СТУКИ SOS ЗВУЧАЛИ КАК НАБАТ

[2]

[править] Видео/Фото

National geographic. Ужас Русской атомной подводной лодки (Курск)

Памяти подводной лодки «Курск» Анна Смирнова-Марли, стихи

видео на Youtube

«Russian Navy — Secrets of the Kursk» — видео на Youtube, треккинг 08:45.

«Курск: Подводная лодка в Мутных Водах» — документальный кинофильм режиссёра Jean-Michel Carre (длительность 1 час 13 минут), видео на Гугл Video, российские субтитры.

Как сливали «Курск»

Съемки снутри АПЛ «Курск» (оперативная съемка)

Фото поднятой лодки

В. Путин на интервью у Ларри Кинга: «Она утонула…»

Героям-морякам «Курска»

Подводные лодки проекта 949 «Гранит»/949A «Антей» (Oscar)[скрыть]К-525 «Архангельск»* • К-206 «Мурманск»* | К-148 «Краснодар» • К-173 «Красноярск» • К-132 «Иркутск» • К-119 «Воронеж» • К-410 «Смоленск» • К-442 «Челябинск» • К-456 «Вилючинск» • К-266 «Орёл» • К-186 «Омск» • К-141 «Курск» † • К-150 «Томск» • К-139 «Белгород»** • К-135 «Волгоград»** • К-160 «Барнаул»**

* — проект 949 / ** — недостроена / † — погибла

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA_(%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)»

Категории: Появились в 1994 году | 1994 год в Рф | Подводные лодки проекта 949А «Антей» | Действия 12 августа | Пропали в 2000 году | 2000 год в Рф | Август 2000 года | Затонувшие атомные подводные лодки

Сокрытые категории: Википедия:Статьи об подводных лодках без иллюстраций на Викискладе | Википедия:Статьи с незавершёнными разделами | Википедия:Нет источников с мая 2009 | Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней | Википедия:Статьи без ссылок на источники | Википедия:Статьи, достоверность которых просит проверкиПросмотры

СтатьяОбсуждениеПравитьисторияЛичные инструменты

Опробовать бета-версиюПредставиться / зарегистрироватьсяНавигация

Большая страничка

Рубрикация

Указатель А?—?Я

Избранные статьи

Случайная статья

Текущие действия

Поиск

Роль

Сказать об ошибке

Портал общества

Форум

Свежайшие правки

Новые странички

Справка

Пожертвования

Печать/экспорт

Сделать книжку

Загрузить как PDF

Версия для печати

Инструменты

Ссылки сюда

Связанные правки

Спецстраницы

Неизменная ссылка

Цитировать страничку

На других языках

???????

Български

?????

Cesky

Ч?вашла

Dansk

Deutsch

????????

English

Espanol

Eesti

Suomi

Francais

Hrvatski

Magyar

Italiano

???

Македонски

Nederlands

?Norsk (bokmal)?

Polski

Romana

Slovencina

Slovenscina

Svenska

Turkce

Українська

Ti?ng Vi?t

??

Последнее изменение этой странички: 16:46, 6 марта 2010.Текст доступен на критериях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike, в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.Политика конфиденциальностиОписание ВикипедииОтказ от ответственности

Похожие статьи: